Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #2892 *древний спор о происхождении зла* 19/III/13 (вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 18-Mar-2013 20:18

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 6 марта 2013 г. ст.ст., вторник 1-ой седмицы Великого Поста.
  церковные чтения (паремии): Ис.1:19-2:3; Быт.1:14-23; Притч.1:20-33.

 

 

 

 

 

                                * * *

 

В качестве своего рода духовного упражнения на Великий пост предлагаю читателям рассылки программу:

 

Ключевые тексты Ветхого Завета за 40 дней.

(по книге о. Александра Меня "Как читать Библию")

День 2:
       Быт 3–5.
     [ Комментарий о. Александра Меня к этим текстам ]

     [ Э. Гальбиати и А. Пьяцца, из кн. "ТРУДНЫЕ СТРАНИЦЫ БИБЛИИ. Ветхий Завет":
       Гл. IV Первородный грех / Гл. V Толкование Быт. 1-3 и церковное предание /
       Гл. VI Ветхий Завет и доисторическое время ]

                                * * *

 

 

Змей был самым хитрым из всех зверей, созданных ГОСПОДОМ Богом. Он спросил у женщины:

—    Правда, что Бог не разрешает вам есть никаких плодов в этом саду?

2 — Нам можно есть плоды, — ответила женщина. — Вот только про дерево, которое стоит посреди сада, Бог сказал, чтобы мы его плодов не ели и даже не прикасались к ним, а то умрем!

4 — Не умрете, — сказал змей. — Просто Бог знает, что когда вы съедите их, то прозреете и сами станете как боги — познавшими добро и зло!

Женщина увидела, что плоды этого дерева хороши, приятны взору и сулят знание. Она сорвала плод и съела. И мужу она дала плод — муж ел вместе с ней. Они прозрели, увидели свою наготу и сделали себе набедренные повязки из листьев смоковницы.

Повеял ветер — они услышали, как по саду идет ГОСПОДЬ Бог, и спрятались за деревьями.

— Где ты? — позвал человека ГОСПОДЬ Бог.

10 Тот ответил:

—  Я услышал, как Ты идешь по саду. Я испугался, что я голый, и спрятался.

11 — Кто сказал тебе, что ты голый? — спросил ГОСПОДЬ Бог. — Ты ел плоды дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Человек ответил:

—  Женщина, которую Ты мне дал,  — она дала мне эти плоды, и я ел.

13 — Зачем ты это сделала? — спросил ГОСПОДЬ Бог у женщины. Та ответила:

—  Змей меня обманул, и я ела.

14 И Господь Бог сказал змею:

— Ты проклят за то, что сделал:
изгой средь зверей и скота,
ты будешь ползать на брюхе
и пылью питаться всю жизнь.

15 Тебя и женщину Я сделаю врагами,
и дети ваши — враги друг другу:
сын ее голову тебе разбивает,
а ты жалишь его в пяту.

16 Женщине ГОСПОДЬ Бог сказал:

— Мучительной Я сделаю беременность твою,
в муках будешь рожать детей.
Мужа своего ты будешь вожделеть:
муж будет господином твоим.

17 А человеку ГОСПОДЬ Бог сказал:

— Послушав женщину, ты съел плод,
который Я запретил тебе есть!
Ныне проклята из-за тебя земля:
в муках будешь ее плоды добывать.
18 Колючие кусты она тебе произрастит,
полевою травою питаться будешь
19 и в поте лица добывать свой хлеб.
И вернешься ты в землю,
из которой был взят,
потому что ты пыль
и вновь станешь пылью.

(Бытие, гл. 3.Перевод: М.Г.Селезнев. (ГРРУ, 1999))

.

 

 

 

Быт 2—3: Спор о происхождении зла

<.....>

> Тот факт, что эти символы взяты, в частности, из мифологических древневосточных представлений, свидетельствует о полемических намерениях библейского автора, который хочет опровергнуть ошибочные религиозные идеи, используя выразительные средства, присущие самой древневосточной среде.

> <...> автор 2–3 глав книги Бытия полемически использовал более или менее мифические представления древнего Востока (в действительности, это была философия жизни, выраженная мифологическим языком), и как он применил богословскую схему, с помощью которой мудро соединил эти представления в однородное повествование.

> Спор ведется не только о происхождении смерти, <...> но и о происхождении зла вообще и зла, присущего человеку. Об этом упоминается и в поэме о Гильгамеше. «Человечество дурно, оно причинит тебе зло» (табл.XI,210). Спор начинается уже с эпизода сотворения человека, где в качестве единственного элемента, предшествующего этому событию, выступает земная пыль («прах земной»). А согласно поэме «Энума элиш», <...> человечество создается из крови убитого бога; это Кингу, предводитель мятежных богов, которые пошли войной на других богов, заручившись поддержкой богини Тиамат (первозданное Море). Таким образом, грех впервые обнаруживает себя среди богов <...>. На своем совете боги выносят Кингу приговор: он должен послужить средством для избавления мира богов от зла. Для этого его убивают, и из его крови (по другим версиям — из крови, смешанной с глиной) создается человечество. Так грех, зародившийся в мире богов, навсегда утвердился в бытии человека, бытии, отданном на произвол всяческого зла и смерти. Люди, еще до того, как они начинают служить богам посредством культа, служили им самим своим существом, принимая в себя зло, изгнанное из мира богов. Это толкование <...> помогает понять ход мыслей автора 2—3 глав книги Бытия, который, желая противопоставить концепции «Энума Элиш» свою точку зрения на происхождение зла, в начале представляет сотворение человека как полностью свободное от зла: человек создается из земли; нет никакой крови провинившегося бога; человек сотворяется безгрешным, и это по его воле, а не по воле Создателя зло становится неотъемлемым свойством его натуры.

> Богословская схема, предоставившая автору библейского текста ключ для реконструкции бывших при начале мира событий с помощью элементов, бытовавших ранее в восточной среде (божество, созидающее человека, божественный Сад, растение жизни, змей, угрожающий человеку, Херувимы, преграждающие доступ к жизни...) <...>, которое разделяют сегодня многие экзегеты, является «традицией Союза» — исторической и богословской схемой. Она имеет следующий вид:

> 1) Ягве избрал Израиль в Египте и пустыне;

> 2) Он привел его в «землю», чтобы он там жил счастливо;

> 3) Он дал Своему народу условия Союза: соблюдать главную заповедь верности Ему одному и другие заповеди;

> 4) Стабильность в «земле» и процветание ставились в зависимость от верности Союзу: Израиль «будет жив», если будет послушным;

> 5) Неверность привлечет к Израилю всевозможные беды и приведет к изгнанию с «земли».

> Эта схема, присутствующая в книге Исхода и со всей очевидностью проявляющаяся во Второзаконии, ко времени Давида и Соломона уже была реально пережита их предками. Именно к эпохе Давида и Соломона обычно относят составление этой части книги Бытия (ягвистская традиция). Любые беды израильского народа всегда были и не могли не быть лишь следствием нарушения Союза-Завета, следствием «греха» как разрыва личных отношений с Богом.

> Автор 2–3 глав книги Бытия применяет эту схему к появлению и первым шагам человечества и обнаруживает первопричину зла:

> 1) Ягве создал человека из земной пыли на голой равнине без всяких средств к поддержанию жизни;

> 2) Он привел человека в «сад» для счастливой жизни;

> 3) Он дал ему «заповедь», средство выражения верности Богу;

> 4) Продолжение «жизни» в саду зависит от соблюдения этой заповеди;

> 5) Неверность, свободно выбранная человеком, приводит к всевозможным бедам и изгнанию из «сада».

> Аналогия напрашивается, даже если здесь отсутствует слово «Союз», приберегаемое для Синайских событий. Эта аналогия, по-видимому, прямо выражена в словах Второзакония, которые можно отнести и к Адамовой альтернативе, и к Синайскому Союзу-Завету: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло; ибо я заповедую тебе сегодня, любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...; ибо в Нём жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» (Втор.30,15–20){}.

Э. Гальбиати и А. Пьяцца. 
Из книги "ТРУДНЫЕ СТРАНИЦЫ БИБЛИИ. Ветхий Завет" (гл. IV) 
biblicalstudies.ru/Books/Galbiatti5.html ]

 

 

 

См. также:
+ + + свящ. Александр Мень: начало книги Бытия и сотворение мира
                                                       (+ссылки)

 

 

                                * * *

 

 

Ссылки по темам 2-го дня Великого Поста:

+ + + свящ. Александр Мень:
       о проведении Великого Поста (+ссылки) &

        канон прп. Андрея Критского, читаемый в первые 4 дня Поста
                                                         (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается, и тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!
* * *

*Премудрость на улице восклицает, / на площадях возвышает голос;
 в шумной толпе взывает, / у городских ворот держит речь:
 'Сколько можно простакам коснеть в простоте,
  наглым - наглостью тешиться, / глупцам - ненавидеть знание?
  Обернитесь на мой упрек - / изолью на вас мой дух
  и поведаю вам мое слово.
  Я позвала - а вы отвернулись;
  протянула руку - но никто не замечает.
  Вы отвергли все мои советы / и не приняли моих упреков.
  Что ж, и я над вашей бедой посмеюсь,
  поиздеваюсь, когда настигнет вас ужас!
  Как буря, придет к вам ужас, / и беда, как ураган нагрянет;
  придавят вас гнет и бремя.
  Тогда позовут меня - и не отвечу,
  разыскивать будут - и не найдут.
  За то, что они возненавидели знание / и отвергли страх ГОСПОДЕНЬ,
  не приняли мой совет, / презрели все мои упреки -
  вкусят они плоды своих дел, / замыслами своими насытятся.
  Потому что простаков погубит своенравие,
  глупцов подведет их беспечность.
  А кто слушает меня, будет жить спокойно,
  не страшась никакой беды'.*
                 (Пр.1:20-33 (нов.пер., РБО, 2000г.) - чтение вторника)

                                * * *

"Нашел мёд - поешь досыта, / но не объедайся до тошноты". (Пр.25:16)

             *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2892.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное