вып. #2805 *"До конца возлюбил" & когда заповеди становятся пошлой ложью* -13-16/VI/12- (ср-сб)
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
15-Jun-2012 15:46
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
Этот выпуск посвящен стихам 1-20 13-й главы Евангелия от Иоанна (в конце ноября прошлого года мы завершили серию выпусков по первой половине этого Евангелия, теперь же начинаем размышлять над второй).
Синодальный перевод
Перевод В.Н. Кузнецовой
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его
перейти от мира сего к Отцу, явилделом,что,
возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. 2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде
Симонову Искариоту предать Его, 3 Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он
от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял сСебяверхнюю
одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам
и отирать полотенцем, которым был препоясан. 6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи
!
Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь,
а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал
ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои,
но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть,
потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал:
не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши
опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? 13 Вы называете Меня Учителем и Господом
, и правильно говорите,
ибо Я точно то. 14 Итак, если Я, Господь
и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина
своего, и посланник не больше пославшего его. 17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. 18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. 19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда
сбудется, вы поверили, что это Я.
20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого
Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
Это случилось как раз перед праздником Пасхи. Иисус знал, что
настал для Него час покинуть этот мир и вернуться к Отцу.
Он любил тех, кто принадлежал Ему в этом мире, и теперь
показал всю силу Своей любви к ним. (2) Дьявол
уже внушил Иуде, сыну Симона Искариота, мысль предать Иисуса. И во время ужина (3) Иисус, зная, что
Отец все отдал в Его руки и что Он от Бога пришел и возвращается
к Богу, (4) встает из-за стола,
снимает верхнее платье и, взяв полотенце, повязывается им. (5) Потом
Он налил воды в умывальный таз и начал мыть ноги ученикам
и вытирать полотенцем, которым повязался. (6) И вот
Он подходит к Симону Петру.
Господь! Ты хочешь вымыть мне ноги?! говорит тот.
7
Ты пока еще не понимаешь, что Я делаю, ответил
Иисус. Поймешь позже.
8
Мыть ноги мне?! Никогда! говорит Петр.
Если не вымою, у тебя со Мной ничего общего! ответил
Иисус.
9
Господь! воскликнул Симон Петр. Тогда не только
ноги, но и руки, и голову!
10
Тому, кто весь омыт, нужно вымыть только ноги, ведь он чист,
говорит Иисус. Чисты и вы, но не все.
11
Иисус знал, кто предаст Его, поэтому и сказал: "Не все
вы чисты".
12
А когда Он вымыл им ноги, оделся и снова возлег, Он сказал:
Понимаете вы, что Я сделал для вас? (13) Вы зовете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, потому
что так оно и есть.(14) Так
вот, если Я, Господь и Учитель, вымыл вам ноги, то и вы должны
мыть ноги друг другу. (15) Я вам
подал пример, чтобы и вы поступали так же, как поступил Я.
16
Говорю вам истинную правду:
слуга не больше своего господина,
и посланец того, кто послал его.
17
И теперь, раз вы знаете это, вы будете счастливы, если станете
поступать так же. (18) Я говорю
не обо всех вас: Я знаю тех, кого избрал. Но пусть
исполнится Писание:
"Тот,
кто ест хлеб Мой,
поднял пяту на Меня".
19
Я говорю вам об этом теперь, до того как это случится, чтобы
вы, когда это случится, поверили, что ЭТО Я.
20
Говорю вам истинную правду:
кто примет того, кого Я пошлю,
принимает Меня;
а кто Меня принимает,
принимает Того, кто послал Меня.
> "До конца возлюбил" - к чему относится? После этих слов идёт рассказ и об умовении ног, и о пасхальном пире, и длинная речь Иисуса. Да вот всё это и есть предельное проявление любви. Человек знает, что скоро умрёт.
> Знание
о воскресении ничуть не меняет ужасности смерти. Вот все христиане веруют в воскресение, многие подлинно веруют, так что ж - меньше смерти боимся? Пожалуй, напротив - чем больше веруешь в воскресение, тем кошмарнее смерть, потому что лучше видишь её необязательность. Ну вот чуть-чуть бы люди больше жили по заповедям, и смерти бы не стало, и пришёл бы Господь в силе и славе... Верую, что это так.
> Иисус - умирающий. А умирающий - лучше Толстого никто не описал
(агония князя Андрея) - уже умер для окружающих. Окружающим так хочется проявить свою любовь, а умирающему уже не до того. За исключением Иисуса.
> Всё это мытьё ног, весь этот пасхальный седер, установление таинства, длинная проповедь, - всё это настолько из последних сил, настолько превозмогая смертную тоску... Ну Он же не поезд, не по расписанию - вот, с семнадцати до девятнадцати богослужение, с девятнадцати до двадцати одного проповедь, с двадцати одного до двадцати
четырех смертная тоска в Гефсиманском саду... Он всё это время мучался ужасно, а мы и не замечаем... Потому что Его любовь сильнее даже Его предсмертной тоски, в отличие от нашей любви, которая часто слабее тоски совершенно не предсмертной, а тоски... тоски по деньгам, по жратве, по любви...
* * *
> Господь велик и правдив, предлагая
служить друг другу, ибо обращается к апостолам, которые между собою в равных и свободных отношениях. Когда те же самые слова произносит проповедник, обращаясь к людям угнетённым, они становятся пошлой ложью. Например, общество XIX в. - в нём было лицемерием предлагать женщине служить мужчине, бедняку служить богатому, рабочему служить капиталисту, ребёнку служить взрослому, татарину служить русскому. А ведь предлагали – Гоголь предлагал, Феофан Затворник предлагал (а вот Амвросий Оптинский –
нет, и Пушкин – нет). Это та же самая ложь, что и в советской жизни, когда говорились прекрасные слова, только игнорировалась печальная и гнусная реальность, искажавшая любые слова. Это та же самая ложь, которая звучит сегодня в речах светского или церковного лидера, который выходит из роскошного автомобиля и направляется в роскошный ресторан, а по дороге даёт интервью, критикуя стремление людей к обогащению и призывая их служить, служить, служить. Господь сперва сам умыл
ноги ученикам, а потом призвал их поступать так же - большинство же "пастырей" начинают с призывов, а до умовения ног не доходят. Господь призвал умывать ноги друг другу, а не друг - врагу, Он не призывал апостола Петра умыть ноги Каиафе или Пилату. Господь призывал умывать друг другу ноги, а из этого делают призыв помыть проповеднику машину.