> Всё подает Дух Святой: > источает пророчества, священников поставляет, / простецов мудрости научил, > рыбаков богословами
явил, / составляет весь устав Церковный. > Единосущный и сопрестольный Отцу и Сыну / Утешитель, слава Тебе! (a)
> Благословен Ты, Христе Боже наш, / явивший премудрыми рыбаков, > ниспослав
им Духа Святого / и через них уловивший вселенную. > Человеколюбец, слава Тебе! (б)
> Царь Небесный, / Утешитель, Дух Истины, > везде пребывающий / и всё наполняющий, > Сокровищница
благ / и жизни Податель, > приди и вселись в нас, / и очисти нас от всякой скверны, > и спаси, Благой, души наши.
> Некогда языки были смешаны / за дерзость построения Вавилонской башни; > ныне же языки мудрости исполнились / через славу богопознания. >
Там осудил Бог нечестивых за согрешение; > здесь Христос просветил рыбаков Духом. > Тогда неспособность изъясниться явилась в наказание; > ныне же обновляется согласие / ко спасению душ наших. (в)
> Отпразднуем, верные,
радостно / последний и заключительный праздник; > это – Пятидесятница, исполнение обещания / и всего, предрешенного о нас; > ибо в сей день огонь Утешителя / внезапно сошел на землю как бы в виде языков, > и просветил учеников, / и явил их посвященными в тайны неба. > Свет Утешителя пришел и мир просветил!
> Пришедший на землю источник Духа, / на огненосные реки разделяясь мысленно, > Апостолов орошал, к свету их возводя. > И стал для них росистым облаком огонь, / просвещая их и дождем проливая пламя; > от них и мы получили благодать / через огонь и через воду. > Свет Утешителя пришел и мир просветил. (г)
> По воскресении Твоем, Христе, из гроба > и к небесной высоте божественном вознесении, > боговидцам ниспослал Ты Свою славу, Милосердный, > Дух Правый обновив в учениках; > потому они, как лира музыкальная, > таинственно изъяснили всем > возглашения свои под воздействием божественным > и
Твое, Спаситель, домостроительство. (д)
> Непостижима Троица Богоначальнейшая, / ибо неученых Она явила красноречивыми, > множеству мудрецов уста смыкающими словом > и из глубокой ночи извлекающими / людей бесчисленных
молнией Духа.
> Был исходящий от нерожденного Света / всесильно-действенный неиссякающий Свет, > Чье Сияние от природы Отеческой, / сродное Ему, через Сына народам являет > ныне огненный шум на Сионе. (е)
> Любящие Спасителя радости исполнились / и недавно робкие получили смелость, > когда Дух Святой в сей день с высоты сошел на дом учеников, > и каждый из них говорил иное людям; > ибо рассеяны были языки, / имевшие вид как бы огня, > и не опалили их, но, напротив, оросили. (ж)
> Исполняйтесь Богоначальнейшим / все <...> служители трисветлого Существа, > ибо сверхъестественно всех делает совершенными, как благодетель, > и огненно просвещает во спасение Христос, / давая всю благодать Духа. (з)
> Нисшедшая в сей день сила – / это Дух благой, Дух Премудрости Божией, > Дух, исходящий от Отца / и явившийся нам, верным, через Сына, > сообщающий тем, в кого вселяется по естеству, > святость, в которой созерцается.
(и)
> <Как искупительное очищение> от грехов, / примите огнедышащую росу Духа, > о чада Церкви световидные; > ибо ныне вышел от Сиона закон – / благодать Духа в виде огненных языков. (к)
> Исцелял умы Апостолов от греха, > и устраивал из них Себе / всевластный Бог-Слово пречистый дом; > ныне же туда вселяется свет / равносильного Ему и единосущного Духа. (л)
> Скорое и надежное утешение / подавай рабам Твоим, Иисусе, > когда мы унываем духом нашим. > Не отлучайся от душ наших в скорбях, / не отдаляйся от мыслей наших в напастях, > но всегда приходи на помощь нам. > Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий; > как
и с Апостолами Твоими был всегда, > так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, > дабы мы, с Тобою сочетавшись, > воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего. (м)
> Дух Святой – свет и жизнь, / и живой разумный источник. >
Дух премудрости, Дух разума, > благой, правый, мыслящий, владычествующий, / очищающий согрешения; > Бог и боготворящий; > Огонь от Огня исходящий; > говорящий, действующий, распределяющий дарования. > Чрез Него увенчались все пророки / и Божии Апостолы с мучениками. > Это – нечто, необычайное для слуха, / необычайное для созерцания: > Огонь, разделяющийся для сообщения дарований! (н)
[ Из православного богослужения праздника (вечерня, утреня). Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота). azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/zvet49v.shtml; azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/zvet49u.shtml (а. стихира на "Господи воззвах"; б. тропарь; в. стихиры на стиховне; г. седальны; д. седален после полиелея; е. из 3-ей песни канона 2; ж. седален канона; з. из 4-й песни канона 2; и. из 5-й песни
канона 1; к. ирмос 5-й песни канона 2; л. из 5-й песни канона 2; м. икос; н. стихира на "Хвалите") ]