> В сегодняшнем
чтении Деяний апостольских есть слово, которое, наверное, в те дни исполнило
глубокой радости учеников Спасителя и которое должно было бы и сейчас
наполнять наши сердца трепетом, радостью и благодарностью. В те дни
в городе Антиохии учеников Спасителя впервые назвали «христианами»: они -
Христовы, они принадлежат Христу со всей Его славой и со всем
ужасом Его земного /крестного пути/.
> Одни
называли их христианами с ненавистью, //
видели во Христе лжепророка, который попирал всё святое, который Себя
называл Богом и этим произносил предельное кощунство. /Он
- лжепророк, который собрал вокруг Себя учеников, а те дальше проносили
лжеучение (как/ <думали их противники)>
Иисуса из Назарета. Язычники восставали против христиан ненавистью, потому
что те попирали все ценности, в которые язычники верили, отрекались
от их богов, отказывались признать в лице римского императора полубога,
которому должно поклониться, утверждали, по слову Христову, что надо
отдавать кесарю то, что ему принадлежит, а Богу — то, что принадлежит
Богу; и утверждали притом, что Богу принадлежит весь человек, без остатка,
потому что он — образ Божий, живая икона.
> А некоторые
с благоговением, с радостью называли их христианами: учениками Христа,
которые им возвестили спасение, вывели их из отчаяния, указали им путь
чистоты, света, радости, святости. И как радовались, верно, и Христовы
ученики, что они названы Его именем. Так радуется невеста, что
она получила имя любимого человека, называется его именем, стала с ним
так едина, что она и он обозначаются одним, святым, любимым словом...
/Церковная песнь называет Христа/
«Женихом Церковным». Бог в Ветхом и Новом Завете определяет Себя как Жениха
твари, которую Он создал и которой Он Себя отдает: отдает без остатка,
всей любовью, всей жизнью, всей смертью - всем.
> Это имя
принадлежит и нам. Как /мы должны
бы/ дорожить им, как свято мы должны бы
хранить это свое прозвище: «христиане», «христовы», братья Ему и сёстры,
родные Ему, свои. И как должны были бы мы из глубины этой радости, из глубины
благоговения, из глубины трепетной любви жить так, чтобы /Христос/
был прославлен, чтобы Ему поклонялись благоговением и любовью, чтобы
за Ним следовали толпы людей, нашедших в Нём свое спасение, смысл своей
жизни, новую жизнь, и земную, и вечную.
> Как страшно
думать, что /и теперь, как в древности,
слова апостола Павла о том, что/ имя Христово
порочится /из-за нас, могут и к нам
относиться/. И как должны бы мы прислушиваться
к словам того же Апостола //:
прославляйте Бога и в душах, и в телах ваших, всем, что вы делаете,
- горением духа перед Богом, духа такого же чистого, как пламя огня; чистотою
сердца, чистотою ума, правотой жизни и воли, и каждым делом - всем...
И тогда мы исполним Христов завет о том, что пришло время, когда
не место определяет поклонение Богу, /а/
истинные почитатели Отца, поклоняющиеся Ему подлинно, поклоняются Ему в духе
и истине, всей правдой внутренней и внешней жизни, - такой жизнью, которая
делала бы нас уже на земле гражданами жизни вечной, в которых сияет
Дух Божий. Аминь.