Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Ханука - свет как 'пища' для души


Один из классических парадоксов Хануки - в Торе греческую культуру называют тьмой, но для цивилизованного мира - она выглядит как расцвет философии и мудрости. 
В чем одно из отличий греческой мудрости от классической еврейской?
И как сформулировать эту ситуацию - в жанре света и тьмы. 
Тьма - это отсутствие света. 
Что отсутствует в греческом подходе к мудрости по сравнению с еврейским классическим подходом?
Один из ответов - еврейская мудрость в основе своей содержит идею - Откровения - то есть Б-жественного участия в нашей мудрости. И не только в тексте Танаха, но и в интерпретациях еврейских мудрецов, которые это Б-жественное Откровение раскрывают в своих комментариях. 
И разница между еврейским и греческим подходом - в наличии или отсутствии идеи Откровения. 
Идея Откровения - на языке символов может быть описана как идея Света. И соответственно отрицание Откровения - как Тьма, при том что с чисто человеческой точки зрения - философская мудрость совсем не выглядит тьмой. 
При этом собственно подходы и инструменты освоения мира знаний у греков были выдающимися. 
Наша ситуация напоминает систему - свет и сосуд (для света). 
Греческие интеллектуальные сосуды (на иврите - келим) были хорошими, но "пустыми". 
А у евреев был доступ к источнику Света - ко Вс-вышнему. 
И когда греки предлагали нам свои замечательные, но "пустые" сосуды это было проблемой для евреев. Но и возможностью - воспользоваться этими сосудами, чтобы наполнить в них Свет Творца. 

Так по мнению исследователей греки - раньше евреев освоили "продвинутые" жанры текстологического анализа. 
И тексты Гомера - они исследовали раньше, чем евреи исследовали текст Торы и Танаха. 
Можно сказать что Рамбам, который использовал логику Аристотеля в своих духовных текстах - совместил греческие "сосуды" с еврейским "светом". 
И когда в еврейском анализе присутствует "посылка" о том, что в тексте присутствует "Свет" - это создает другое отношение - и к самому исследуемому тексту и к процессу исследования. 
ХЛЕБ С МАСЛОМ
У нас возникает вопрос - а что человеку полезного в идее Света?
На первый взгляд можно сказать, что этот самый Свет на "хлеб не намажешь". 
То есть в грубо материалистическом мировоззрении - идея Света выглядит лишней. 
Но здесь и находится водораздел между мировоззрениями. 
Мы исходим из наличия у человека не только тела, но и души. 
И душа тоже нуждается в "пище". 
Возникает понятие "пища для души". 
И Свет (или аспекты Света) можно рассматривать как пищу для души. 
При этом эта концепция тоже не столь простая. 
Можно выстроить градацию ступеней - в которых будет присутствовать все более "тонкий" Свет для все более высших уровней души. 
Даже в светском Советском Союзе фраза "пища для души" была вполне уместной. И обычно она означала произведение искусства, или хобби, или какой-то эмоциональный процесс - связанный с чувствами, восприятиями и др. 
И мы, живя в Союзе, понимали, что "пища для души" в Советском понимании - была "продуктом" более высокого уровня, чем простая материальная пища. Как говорилось "Не хлебом единым жив человек".
Итак, мы даже без входа в жанр духовности - уже построили минимальную шкалу из двух этажей. 
Таких шкал можно построить несколько. 
Одна из них может быть построена на базе четырехбуквенного имени Б-га - которое связано с четырьмя мирами - асия, ецира, брия, ацилут. 
В этой шкале:
Пища для мира асия - это наша "классическая" материальная пища. 
Пища для мира ецира - это "пища для души" в уже упомянутом нами смысле - в виде искусства и различных эмоциональных проявлений. 
Пища для мира брия - может рассматриваться как "пища для ума", интеллектуальные и творческие идеи. 
Пища для мира ацилут - это собственно духовные и религиозные аспекты. 
Но то что является светом - для нижестоящего уровня - может быть названо тьмой, если оно не пускает к человеку - ресурсы более высокого уровня. 
Греческие интеллектуальные ресурсы - "Свет - мира брия". Греческая эстетика - "Свет - мира ецира". Олимпиада - "Свет - мира асия",
Но при отвергании мира ацилут - Греческие подходы становились тьмой для евреев, не дающей "пищу" более высшим уровням души. 
Пища может быть более "усвояемой". И одно из значений идеи каббалы - это когда мы "извлекаем" свет из мира Торы, делая его более доступным и раскрытым для наших душ.

В избранное