Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Энергичные братья-партнеры



Недавно мне встретились несколько интересных и важных для понимания комментариев наших мудрецов на тему - почему наши Праотцы любили своих "нееврейских" детей. Уточним ситуацию.

У Авраама - кроме Ицхака был еще сын Ишмаэль. У Ицхака - кроме Яакова был сын Эйсав. И мы знаем, что у Праотцов были определенные отношения с этими сыновьями. И хотя сама Тора немного пишет об этих отношениях, в комментариях и мидрашах мы можем найти больше содержательных деталей.

Вот что интересного для нас пишут об отношениях Авраама к Ишмаэлю.

Авраам - видел в своих сыновьях тех, кто возглавит движение по приобщению мира к ценностям Единобожия.

И Авраам волновался, что  Ицхак - будет слишком "сложным" персонажем для влияния на "простые" окружающие народы. Ицхак - был много связан с чудесами (начиная с истории о его рождении), он прошел уникальную историю с жертвоприношением, он воплощал качество гвуры - то есть был слишком строгим и требовательным. И Аврааму виделось, что более простой Ишмаэль - был "ближе к народу", то есть к окружающим народам - и этим народам будет более легко воспринять идею Единобожия - от более похожего на них Ишмаэля, чем от "оторванного" от этого мира - Ицхака.

Аналогично - можно увидеть  подобные идеи в отношениях Ицхака к сыновьям.

Согласно описаниям в  Торе, Яаков "сидел в шатре", а Эйсав "бегал по полю". И это выглядело (в том числе) как то, что Яаков был замкнут на какие-то внутренние проблемы (внутри шатра), а Эйсав - "бегая по полю", был более открыт миру и поэтому мог легче влиять на него, чем "замкнутый" Яаков.

Это - очень важное наблюдение наших мудрецов и оно поможет  нам лучше понять мировую историю  и ее динамику.

Сюжеты Торы - описывают  не только дела давно минувших дней. Как сказано о Торе "маасэ авот симан ле-баним" - дела праотцов - модель для их потомков.

И мы сейчас увидим, что модели Ишмаэля и Эйсава - в полной мере воплотились в истории.

Начнем с простого Ишмаэля. Через многие века - программа Ишмаэля, которую мы описали - воплотилась в "проекте" Ислама. Как духовный наследник Ишмаэля - было создано мусульманство - с целью повлиять на народы региона и привнести в них идеи Единобожия. И также как Ишмаэль выглядел простым и близким к соплеменникам, ислам - создал простую религию, которая смогла быть воспринята простыми людьми ближневосточного региона. Схема Авраама "сработала" и идеи - вошли в мир.

Точно также можно посмотреть и на христианство.

Еврейство (модель - Яаков в шатре) не могло распространить напрямую свое влияние на гигантский мир народов Европы.

А христианство - взяв энергию "бегающего по полю" Эйсава, донесло до народов Европы - идеи Единобожия.

То есть мы видим, что взгляды  Праотцов на своих нееврейских детей - в полной мере выразились в эффективных  стратегиях соответствующих религиозных  моделей ислама и христианства. И комментаторы Торы помогли нам лучше понять эту динамику.

Возникает непростой и  неоднозначный вопрос - должно ли быть взаимодействие между еврейской  цивилизацией и двумя большими мирами, построенными на моделях Ишмаэля  и Эйсава? И Тора дает нам два ответа, точнее две линии развития. С одной стороны, мы видим, что между братьями - между Ицхаком и Ишмаэлем, а также между Яаковом и Эйсавом - не было близких и глубоких отношений. Это значит, что и мировые системы могут не пытаться слишком активно искать сближения, а развиваться своими путями.

Но с другой стороны, уже  тот факт, что в Торе наши архетипные персонажи представлены братьями - намекает на то, что наши системы  не совсем чужды друг другу. И нам  надо искать какое-то отражение этих братских отношений в истории и в поисках перспектив.

Кстати, Яаков и Эйсав - не просто братья, но и близнецы и  имеют обоих общих родителей  в отличие от братьев Ицхака и  Ишмаэля (у которых разные мамы). Это намекает нам на более близкие  отношения еврейства с христианством.

Кстати, согласно Мидрашу  голова Эйсава была похоронена в семейной усыпальнице наших Праотцов в  Хевроне, что также дает намек  на некие связи и идеи.

И нашим современным духовным лидерам и мыслителям следует  поглубже изучить те концепции, которые заложены в Торе, чтобы, с одной стороны, более адекватно понять историю, а с другой стороны,  постараться найти перспективные и продуктивные направления развития отношений евреев с окружающим миром.

 

« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 273

 


В избранное