Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Структура Торы


Существует интересная параллель между символикой Суккота и структурой Торы. Она еще более уместна, если учесть, что мы от Суккота переходим к Симхат-Торе, от которой стартует новый цикл изучения Торы.

Когда мы сидим в Сукке, мы выполняем ритуал Ушпизин. Мы "приглашаем" в гости к нам семь персонажей Танаха.

Есть проблема в том, что  есть два способа упорядочить  этих семь "гостей". Один порядок - хронологический - Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон, Давид - соответствует  появлению героев в истории.

Второй порядок соответствует  кабалистической системе сфирот: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид. Наши герои выражают сфирот в  том порядке как они включены в дерево сфирот.

Всякие неоднозначности  в нашей традиции - являются бесценным источником глубинных идей.

А теперь вспомним другой символ Суккота - 4 растения. На самом виде мы имеем четыре вида растений, но количественно  их семь. Три веточки мирта, один лулав, две ветки ивы и один этрог.

И наши мудрецы представляют нам очень гармоничное соответствие: три ветки мирта - это три Праотца (Авраам, Ицхак, Яаков), лулав - это Йосеф, две ветки ивы - это Моше и Аарон и этрог - это Царь Давид. Таким образом хронологическая схема спроецировалась на "букет" суккотних растений.

А чем это нам поможет в познания Торы?

Лулав и этрог - это растительные вариации двух символов царской власти - скипетра (лулав) и державы (этрог). Они представляют двух Царей-Мошиахов: Мошиах бен Йосеф и Мошиах бен  Давид.

Мирт и ива - это два  варианта еврейского проявления.

Мирт - это элита, это яркие  личности, которые оставляют след в истории - на индивидуальном уровне. И они выражаются через фигуры Праотцов, которые стоят особняком  в еврейском народе. Они не просто часть Народа, но его "столпы", ролевые модели и др.

Ива - это "простая модель". В ней (как обращают внимание мудрецы) нет ни вкуса, ни запаха - но есть принадлежность к народу.

А связана ива с двумя  ключевыми фигурами - Моше и Аароном.

Моше и Аарон - создали  два "столпа", которые включают самых разных (включая простых) евреев - в один коллектив.

Моше принес Тору, которую  евреи могут изучать на самых  разных уровнях - от простого чтения до любых глубин.

Аарон - представлял служение в Храме, куда также приходили  все евреи, в частности в три  праздника паломничества (шалош регалим - Песах, Шавуот, Суккот) в Храме собирался весь народ.

Сейчас роль консолидирующей  Храмовой службы играет молитва.

Мы имеем Сидур - молитвенник  с "готовым" текстом, который может  читать любой человек. Итак, носителями Торы и молитвы - являются Моше и Аарон.

Также мы можем увидеть  еще одно интересное текстовое явление.

Речная ива (которая часть  суккотнего "букета") в Торе названа "Арвей Нахаль", что является однокоренным словам "Аревут" (поручительствоарант) и "Нахала" (наследие/наследство/удел).

И мы можем сказать, что  Тора и молитва - как "ресурсы" Моше и Арона - являются и нашим  наследием и гарантом вечности евреев.

Мы можем заметить еще  один важный феномен с точки зрения наследия. Потомки Арона (который  был первым Первосвященником) - это коэны. И если обычный еврей не может сказать однозначно о своих предках были они евреями или прозелитами, то коэн - это со стопроцентной уверенностью прямой потомок по мужской линии Арона.

А теперь мы осознаем важную идею.

Наличие в суккотнем "букете" мирта - как благородного растенияиния - Авраама, Ицхака и Яакова) выражает идею личных способностей, идею - самовыражения и яркой индивидуальности.

И эта линия представлена в Торе - ее первой частью - книгой Берешит - о жизни Праотцов.

Наличие в "букете" ивы - как простого растенияиния - Моше и Арона) выражает идеюассового" и доступного участия евреев в народном самовыражении том числе - через Тору и молитву). И эта линия представлена в Торе - остальными четырьмя книгами.

Наличие в "букете" лулава (Пальмовой ветви) - представляет идею Цадика/Праведника (линия Йосефа).

Наличие в "букете" этрога - презентует идею еврейского Царя (линия  Давида).

И эти четыре "вектора" (или доминанты) являются сутью Торы и помогают нам понять ее структуру.

А кроме этих четырех "векторов" мы имеем в самом начале Торы - фигуры Адама (и его сыновей - Каина  и Авеля) и Ноаха (и его сыновей - Хама, Яфета и Шема), которые представляют общечеловеческую схему.

« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя »

Страница 1 из 271

 


В избранное