Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Идеи рава Кука краткие дополнения. (заметки — на бегу)
а) реплика — что слишком
мало знатоков подхода рава Кука —
правильная. Вывод из нее — должен быть
следующий.
Те немногие знатоки —
должны развивать эту тему, чтобы процесс
взаимного идейного обогащения пошел.
Далее, результаты — необходимо
распространять. Все остальные (не
знатоки) — должны стать пользователями
(users) и
смогут наслаждаться новыми знаниями.
Применим метафору компьютерных
разработок.
Разработчики — могут быть
маленькой командой. Пользователей —
могут быть миллионы.
Нет смысла жаловаться на
малочисленность разработчиков. Главное,
чтобы они производили «продукт».
б) реплика — что
сначала нужно убрать «клипот» в иудаизме
— в виде устрожений — не принимается.
Возможно, какие-то устрожения —
действительно не релевантны.
Но — оценка устрожений — это
другой жанр и для этого нужны специалисты
по «внутренним аспектам» иудаизма.
в) что имел в
виду рав Кук? Что если множество евреев
бегут куда-то (как бабочки на свет) —
значит в этом чем-то — есть свет. И нужно
понять, что это за свет — и возможно
развить подобную идею в иудаизме.
Если массы людей убегают из
иудаизма — это не означает, что в иудаизме
есть клипот.
Процесс убегания
— не входит в концепцию «искр и клипот».
На основе убегания
— мы не можем пересматривать иудаизм,
как бы этого не хотелось некоторым.
Тем
не менее — реформисты и прочие —
пересматривали иудаизм.
Но — то, о чем я пишу — не имеет
ни малейшего отношения к реформистам.
д) многие люди
мне с раздражением отвечают - «что Вы
лезете к неевреям. Дай Б-г нам спасти
своих. Давайте учить своих делать
заповеди».
Ответ в духе рава Кука следующий:
учить соблюдать заповеди — важно. Но —
мы говорим о людях, которые отгородились
от этой идеи — и наш призыв — не услышат.
С другой стороны —
сейчас толпы евреев «пасутся» в -измах.
В Америке появился термин <a
href=”http://en.wikipedia.org/wiki/Jewish_Buddhist”>
JuBu
</a> – Jewish Buddhist – евреи,
увлеченные буддизмом.
Я даже боюсь, что JuBu
– может быть
не меньше, чем ортодоксальных евреев.
Мы,
например, можем научиться от буддистов
— медитации, то есть управлению своим
сознанием (их искра). Далее — откошеруем
эти практики. Далее — покажем, как с
помощью этих практик — во воремя молитвы
заниматься молитвой — а не «мыслеблужданием
о чем попало». При этом — покажем, что
медитации — на еврейские темы — о Б-ге,
о душе, о двекуте гораздо «круче» чем
медитации на мантры или другие буддистские
концепции.
В результате — массы ортодоксов,
включая начинающих баалей-тшува —
смогут резко улучшить качество своей
молитвы.
Также в результате —
массы JuBu —
увидят, что их любимые медитации
становятся еще интереснее — в еврейском
контексте. И потихоньку начнут
интересоваться еврейским подходом к
медитации.
А дальше мы им покажем, что наша
свобода выбора гораздо «круче» их
детерминированной «кармы» и тогда им
станет еще интереснее.
Темы еврейской медитации
активно разрабатывает Арье Бродкин
(www.abrodkin.narod.ru)
и еще несколько
специалистов.
Часть 2.
Особенно интересным является
процесс — с христианством.
Прочтите — там
говорится о священнике-евангелисте —
Александре Булгакове, который увлекся
иудаизмом, оставшись евангелистом.
Он написал книгу «Еврейские
молитвы — для неевреев».
В упомянутом
тексте — он великолепно объясняет своим
единоверцам, как откошеровать неправильную
идею, что Иисус — это «часть» Б-га.
Он показывает, что Иисус —
согласно текстам Нового Завета — вполне
нормально вписывается в роль «посланника»,
т. е. Человека — посланного Б-гом
выполнять миссию.
Он приходит к концепции праведника
и т. д.
В его описании — у христиан —
снимается самый некошерный элемент —
неединство Б-га.
Описанный пример
— даже еще лучше, так как сами евангелисты
— пришли к евреям и смогли отследить
клипу в христианстве и описать — как
ее ликвидировать.
Кстати, среди
христиан также немало евреев. Ко мне в
группу недавно пришел очень интересный
ученик, еврей, который 30 лет был серьезной
фигурой в христианстве, но потом — ушел
оттуда (это интересная история, но сейчас
нет времени ее пересказывать).
Часть 3
Почему нам надо
не только себе помогать, но и нееврейскому
миру?
Нееврейский мир сейчас проходит
через кризисы и угрозу конфликтов и не
дай Б-г разрушений.
Все это затронет и евреев, живущих
как в диаспоре, так и в Израиле (см.,
например, пророчества Захарии).
Даже с самой эгоистической
позиции, спасая неевреев, мы спасаем и
себя, так как мир взаимосвязан.
Но, говоря более
серьезно, идея из Торы «евреи — свет
для народов» - утверждает, что это тоже
наша миссия — работать с окружающим
миром.
Почему до 19 века
это было не принято? Дело в том, что мир
был достаточно дикий (средневеково
мрачный) и влиять на них было бесполезно.
Время в преддверии
прихода Мошиаха — делает мир более
восприимчивым, в частности — кризисы
с одной стороны, и поумнение нееврейской
интеллектуальной элиты, с другой стороны
— метод кнута и пряника.
Пример Александра
Булгакова — подтверждает, что среди
неевреев — должны появиться лидеры,
которые поймут, что Тора — свет для
народов, а не только для одного —
избранного народа.
Мы должны всячески
помогать этим лидерам, давая им максимум
нашей мудрости, которую они способны
воспринять.
Плюс — большинство
евреев — итак находится сейчас в
«растворенном виде» среди народов мира.
И наш посыл света — в народы мира —
прольет свет и на этих евреев и даст им
возможность — пробудиться — к своей
миссии.
Более того, перед
приходом умных лидеров — должны прийти
особо одиозные лидеры, чтобы мир понял
— пора думать по-новому.
Пример Обамы —
который был выбран официальным путем
— показывает миру, что нет смысла ждать
успехов от старой системы. Наоборот,
она доводится до абсурда.
С Б-жьей помощью,
в ближайшее время — начну выставлять
более конкретные материалы, которые
сейчас выстраиваются и систематизируются.