Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира: Два новых уровня — раскрытия Б-жественности в современном
Все человечество живет с ощущением того, что мы живем в «особенном» времени.
У этого интуитивного чувства есть свои глубинно-еврейские описания.
Для начала опишем две схемы, которые помогут нам понять происходящее и наметить цели на будущее.
а) Тетраграмматон (йуд — hэй — вав — hэй).
Известно, что 4-хбуквенное
имя Вс-вышнего — дано нам в том числе, чтобы с его помощью
расшифровывать «четырехэтапные процессы» с помощью которых Вс-вышний
проявляется в этом мире.
Одна из схем — утверждает, что мир в-целом и еврейский мир в-частности — проходят через четыре этапа истории.
Я на эту тему писал много статей. Сейчас мы сфокусируемся на нашем времени.
Моя гипотеза состояла в том, что первые две буквы имени Б-га (йуд и hей) символизировали эпоху Танаха (или эпоху пророчества) и эпоху мудрецов (начиная с Мишны и Талмуда и завершая сегодняшним
миром «Литовских» мудрецов).
Эти две эпохи мы будем называть «классическими».
В наше время мы находимся в период активации - двух последних этапов, связанных с буквами вав и второй буквы hей.
Наша гипотеза утверждает:
Согласно еврейскому календарю, активация 3-го этапа (вав) — началась в середине шестого тысячелетия — в 5500 году еврейского календаря — или 1740 г. н.э.
Активация 4-го этапа (hэй) началась в три четверти шестого тысячелетия — в 5750 г. или в 1990 г.н.э.
Обоснования — см. в моих предыдущих статьях.
Моя первоначальная гипотеза состояла в том, что основными представителем:
3 уровня является хасидизм,
4 уровня является рав Кук.
= - = - =
В дальнейшем возникла более глубокое понимание сути этих уровней.
Сейчас мы построим новые концепции — вокруг идеи этих уровней.
б) В каббале структура души описывается как 5-уровневая:
нефеш, руах, нешама, хая и ехида.
При этом на базовом уровне понимания мы обычно ограничиваемся 3-мя низшими уровнями:
нефеш, руах, нешама
а про два высших — хая и ехида — мы обычно не говорим.
Если перейти от более базовых к более глубинным знаниям, то мы сможем увидеть суть этих двух уровней и построить вокруг них множество ценных знаний.
Начнем с перевода названий.
Хая — можно перевести как «оживляющий»
ехида — как «объединяющий» уровень души.
= - = - =
Мы выскажем гипотезу, что:
на 3-м этапе развития человечества — включается уровень хая,
на 4-м этапе — включается уровень ехида.
= - = - =
Рассмотрим по очереди два этих этапа. Начнем с 3-го этапа - «оживляющего».
Слово «оживление» очень важно понимать правильно.
В обыденном языке у нас есть два крайних примера применения этого слова.
а) когда
человек (не дай Б-г) попал в состояние клинической смерти — и его
оживили, то есть вывели из смерти — и вернули к жизни.
б) когда
человек (например, на стадионе) пробуждает наиболее примитивные свои
реакции и бурно радуется (например, когда его команда забила гол). Суть
этого оживления — его легко можно наблюдать, так как оно происходит на
самом повержностном уровне личности.
= - = - =
Мы сформулируем важный постулат:
существует множество аспектов оживления — между двумя крайностями, описанными выше1.
Одним из качеств противоположных оживлению — является скука.
Одной из
причин массового ухода еврейства от традиции — была скука, когда евреи
пытались воспринимать классические тексты иудаизма и сравнивать их с увлекательными светскими сюжетами (увлекавшими их из стен гетто в мир).
Если мы поймем, как же нам оживиться — от чтения еврейской мудрости, то мы сможем активировать уровень хая2 — нашей
души.
= - = - =
Говорится в старинном комментарии на книгу Зоhар по поводу мистического объяснения истории про потоп в поколении Ноаха следующее.
Сказано в Торе,
что во время потопа: «Раскрылись источники Верхней (небесной) Воды» и
«разверзлись источники Нижней (подземной) Воды».
Объясняется в комментарии на Зоhар, что эту фразу нужно понимать так:
прийдет время,
когда человечеству раскроются знания (мудрость) глубинных светских наук
(философия, психология и др.) - это расшифровка символа «Нижние Воды».
И примерно в
это же время человечеству раскроются мистические (в том числе —
каббалистические) знания (мудрость) — это расшифровка символа «Верхние
Воды».
А теперь соединим идеи «Вод Мудрости» и понятия «оживление».
Начнем сразу с примера — того, что сделал хасидизм.
Хасидские мудрецы в частности стали использовать кабалистические концепции в своих интерпретациях сюжетов Торы.
Произошло двойное оживление.
Во-первых, эти авторы — оживили сам текст Торы — с помощью этих комментариев.
Во-вторых, они оживили читателей — тех, кто читал (изучал) эти комментарии на Тору.
= - = - =
А теперь проведем сравнение.
Одной из причин
массового ухода евреев из традиции было то, что они не могли
«вдохновиться» (оживиться) классическими комментариями на Тору. Тем
людям, которые уходили — им эти комментарии казались скучными (скука —
противоположность оживления!).
Когда человек читает глубокий хасидский комментарий на Тору — он оживляется.
Можно высказать гипотезу, что в этот момент (оживления) активируется уровень души — хая.
= - = - =
Необходимо сразу же уточнить — формально еврейство уходило из традиции после того, как появлися хасидизм. Почему же еврейство не воспользовалось хасидисим подходом?
Разберем более точно и тонко данную ситуацию.
В истории было два этапа ухода — в Западной Европе и в Российской Империи (Восточная Европа).
Первый уход — в
Западной Европе — проходил независимо от появления хасидизма, так как
хасидизм не имел массового доступа в Западноевропейский еврейский мир и
таким образом те, кто уходили из традиции — не могли воспользоваться
оживляющим ресурсом хасидизма.
Второй уход — в России требует более тонкого анализа.
Каббалистические хасидские тексты — это достаточно «продвинутый» уровень «взрослого» сознания. Чтобы их понимать, необходимо сначала изучить базовые знания.
Большинство
евреев из российских местечек — успевали приобрести негативное
отношение к иудаизму — на уровне хедера, когда не очень профессиональные
меламеды — учили Торе — на очень примитивном уровне. И молодые евреи —
сравнивая хедеры с гимназиями и университетами — решали уходить от
еврейства — еще до того, как их уровень доростал до возможности понимать оживляющие хасидские тексты.
Драма
российского еврейства — в том, что оно не успело дойти до живительного
источника — и «выпало» - по дороге. Если бы была сила, которая смогла
их удержать в традиции и довести до «взрослого» уровня, то эти евреи
смогли бы «прильнуть» к источнику «живительной» влаги — и не выпасть, а
вырасти и подняться.
= - = - =
Проанализировав
тенденцию, я пришел к выводу, что не только хасидизм участвовал в
оживлении. Будучи простимулированным хасидизмом, и литовский мир — в лице своих лучших представителей стал создавать оживляющие ресурсы.
Самый известный пример — книга «Нефеш а-хаим» - рава Хаима из Воложина.
Не случайно в ее названии упоминается слово хаим — жизнь. Ее роль также включала в себя оживление Торы и читателя книги. Автор активно пользовался мистическими ресурсами.
= - = - =
Также внес свою лепту и мусар — этическое движение литовского еврейства, которое стало ответом литваков на вызов хасидизма.
Но с мусаром происходит более тонкая проблема. Не любое оживление проходит «гладко». Оно может наткнуться на глубинные блоки.
Когда книга по мусару — напрямую призывает человека работать над качествами своего характера (мидот), то на уровне сознания — человек конечно же соглашается с рассуждениями книги.
Но — внутри каждого из нас сидит сильнейший внутренний оппонент (ецер а-ра), который особенно активно сопротивляется именно нашим попыткам работы над собой.
И хотя — с
одной стороны, на уровне сознания- книги по мусару — оживляют нашу душу,
но они почти сразу же оживляют и нашего внутреннего оппонента, который
обычно оказывается сильнее.
Причина его
силы — в том, что мы не осознаем того, как наш оппонент противостоит
нам. А не зная ситуации, мы не можем ею управлять.
В результате —
литература мусар — сначала оживляет нас, но процесс быстро наталкивается
на саботаж и оживление затихает (вместе с попыткой работы над собой).
Этот
процесс знаком каждому человеку — когда мы хотим начать делать «утреннюю
зарядку», чтобы оживить свое тело, мы сталкиваемся с тем же сценарием саботажа и наши благие пожелания — быстро улетучиваются.
= - = - =
И здесь свою лепту — может сыграть второй аспект оживления - «Нижние Воды».
Речь идет о знании светских наук — в частности психологии.
Первым наиболее известным знатоком «Нижних Вод» - был еврей З.Фрейд. Он впервые детально описал природу нашего оппонента.
Далее, согласно предсказанию Зоhара, «Нижние Воды» увеличивались — знания росли
и человечество постепенно создало множество важнейших знаний — о
природе нашего внутреннего мира. Возникло в частности понятие «теневая
сторона» личности, описывающее природу нашего оппонента. Возникли
проективные метоы, терапевтические метафоры и многое другое.
Что для нас
особо важно, современные еврейские авторы — стали также активно черпать
идеи для своих текстов — в области «Нижних Вод».
Одним из наиболее выдающихся современных религиозно-еврейских авторов является главный раввин Англии — рав Сакс.
Каждую неделю в
своем «свежем» комментарии на Тору он приводит целый ряд светских книг,
которые великолепно интерпретируют сюжеты Торы — на базе
«нижне-водных» подходов.
Большинство моих статей в газету «Еврейский Мир» построены по принципу «нижне-водного» оживления.
= - = - =
Теперь мы можем объединить картину.
«Верхне-водное»
оживление — очень сильно оживляет текст Торы и иудаизм в-целом. Но
самое главное, что оно оживляет еврея — того, чей уровень души — хая
включается во время этого процесса.
Но — как только ситуация начинает приводить к «тикун мидот» - работе над характером — верхнее оживление резко стопорится — в результате встречной активации (оживления) нашего оппонента.
И здесь нам
может помочь процессиональное использование «нижних вод» - знаний
психологии, которые помогают нам преодолеть саботаж — и выйти на
«просторы», избавиться от «нижнего блока» и выйти в Высшие пространства.
= - = - =
Кстати,
если мы работаем только с «нижними водами», то этого недостаточно. Мы
оживляемся, благодаря выходу из блокирующих «сетей» ецер а-ра, но нам не хватает «Верхней Цели». Только «Верхние Воды» - дают нам цель и позволяют двигаться (оживившись) — к мистическим высотам своей личности.
= - = - =
Сейчас
мы опишем интересный момент — когда человек изучает текст с оживляющим
фактором, он испытывает энтузиазм и вдохновение. И он интуитивно
замечает разницу между данным текстом и скучным текстом. Но человеку
тяжело понять суть процесса оживления и обычно его понимание ситуации (почему он оживился?) остается на интуитивном уровне.
= - = - =
Объективности
ради надо сказать, что существует много более поверхностных факторов
оживления человека. Например, голодный человек оживится при виде еды.
Мощнейшим оживляющим фактором является сексуальная сфера. Игры очень
оживляют. Риск — является сильным оживляющим фактором. И т.д.
В чем отличие оживления с помощью «верхних и нижних вод»? Дело в том, что вышеупомянутые поверхностные источники оживления — могут «износиться» от частого употребления. Сытость — снимает оживление от еды, и т. д.
Мудрость текста Торы и его интерпретаций отличается бесконечномерным
глубинным оживлением. Каждый раз при нашем возвращении к тем же
текстам, мы испытываем новый прилив энтузиазма и вдохновения. Это
связано с бесконечной глубиной нашей души. Каждый новый приход к тому же
тексту - «заходит глубже» в нашу душу — и оживляет все более глубокие ее «пласты».
(о 4-м уровне ехида — в следующем материале).
1По
поводу оживления часто приводят известный анекдот. Профессор читает
скучную лекцию в студенческой аудитории. Студенты постепенно засыпают
от скуки. Чтобы пробудить студентов, профессор периодически (вне
всякой связи с темой лекции) громко произносит «Противозачаточные
средства». Услышав эти слова — аудитория резко пробуждается в ожидании
услышать нечто на заданную тему. Мы видим — пример «оживления»
аудитории, но он тоже сводится к достаточно низшим инстинктам.
2Некоторые
знатоки каббалы скажут, что описание уровня хая — гораздо более
сложное, чем то, что мы предложили. Это нормально, так как у нас нет
цели — полностью описать сложную структуру. Наша задача — применить
часть знаний об этой структуре в практику нашей жизни.