Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейская глубинная мудрость

  Все выпуски  

Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира: Два новых уровня — раскрытия Б-жественности в современном


Все человечество живет с ощущением того, что мы живем в «особенном» времени.

У этого интуитивного чувства есть свои глубинно-еврейские описания.

 

Для начала опишем две схемы, которые помогут нам понять происходящее и наметить цели на будущее.

 

а) Тетраграмматон (йуд — hэй — вав — hэй).

Известно, что 4-хбуквенное имя Вс-вышнего — дано нам в том числе, чтобы с его помощью расшифровывать «четырехэтапные процессы» с помощью которых Вс-вышний проявляется в этом мире.

 

Одна из схем — утверждает, что мир в-целом и еврейский мир в-частности — проходят через четыре этапа истории.

Я на эту тему писал много статей. Сейчас мы сфокусируемся на нашем времени.

Моя гипотеза состояла в том, что первые две буквы имени Б-га (йуд и hей) символизировали эпоху Танаха (или эпоху пророчества) и эпоху мудрецов (начиная с Мишны и Талмуда и завершая сегодняшним миром «Литовских» мудрецов).

 

Эти две эпохи мы будем называть «классическими».

 

В наше время мы находимся в период активации - двух последних этапов, связанных с буквами вав и второй буквы hей.

 

Наша гипотеза утверждает:

 

Согласно еврейскому календарю, активация 3-го этапа (вав) — началась в середине шестого тысячелетия — в 5500 году еврейского календаря — или 1740 г. н.э.

Активация 4-го этапа (hэй) началась в три четверти шестого тысячелетия — в 5750 г. или в 1990 г.н.э.

 

Обоснования — см. в моих предыдущих статьях.

 

Моя первоначальная гипотеза состояла в том, что основными представителем:

3 уровня является хасидизм,

4 уровня является рав Кук.

 

= - = - =

 

В дальнейшем возникла более глубокое понимание сути этих уровней.

Сейчас мы построим новые концепции — вокруг идеи этих уровней.

 

б) В каббале структура души описывается как 5-уровневая:

нефеш, руах, нешама, хая и ехида.

 

При этом на базовом уровне понимания мы обычно ограничиваемся 3-мя низшими уровнями:

нефеш, руах, нешама

а про два высших — хая и ехида — мы обычно не говорим.

 

Если перейти от более базовых к более глубинным знаниям, то мы сможем увидеть суть этих двух уровней и построить вокруг них множество ценных знаний.

 

Начнем с перевода названий.

Хая — можно перевести как «оживляющий»

ехида — как «объединяющий» уровень души.

 

= - = - =

Мы выскажем гипотезу, что:

на 3-м этапе развития человечества — включается уровень хая,

на 4-м этапе — включается уровень ехида.

= - = - =

 

 

 

Рассмотрим по очереди два этих этапа. Начнем с 3-го этапа - «оживляющего».

 

Слово «оживление» очень важно понимать правильно.

В обыденном языке у нас есть два крайних примера применения этого слова.

а) когда человек (не дай Б-г) попал в состояние клинической смерти — и его оживили, то есть вывели из смерти — и вернули к жизни.

б) когда человек (например, на стадионе) пробуждает наиболее примитивные свои реакции и бурно радуется (например, когда его команда забила гол). Суть этого оживления — его легко можно наблюдать, так как оно происходит на самом повержностном уровне личности.

= - = - =

Мы сформулируем важный постулат:

существует множество аспектов оживления — между двумя крайностями, описанными выше1.

Одним из качеств противоположных оживлению — является скука.

Одной из причин массового ухода еврейства от традиции — была скука, когда евреи пытались воспринимать классические тексты иудаизма и сравнивать их с увлекательными светскими сюжетами (увлекавшими их из стен гетто в мир).

Если мы поймем, как же нам оживиться — от чтения еврейской мудрости, то мы сможем активировать уровень хая2 — нашей души.

 

= - = - =

 

Говорится в старинном комментарии на книгу Зоhар по поводу мистического объяснения истории про потоп в поколении Ноаха следующее.

Сказано в Торе, что во время потопа: «Раскрылись источники Верхней (небесной) Воды» и «разверзлись источники Нижней (подземной) Воды».

 

Объясняется в комментарии на Зоhар, что эту фразу нужно понимать так:

прийдет время, когда человечеству раскроются знания (мудрость) глубинных светских наук (философия, психология и др.) - это расшифровка символа «Нижние Воды».

И примерно в это же время человечеству раскроются мистические (в том числе — каббалистические) знания (мудрость) — это расшифровка символа «Верхние Воды».

 

А теперь соединим идеи «Вод Мудрости» и понятия «оживление».

 

Начнем сразу с примера — того, что сделал хасидизм.

 

Хасидские мудрецы в частности стали использовать кабалистические концепции в своих интерпретациях сюжетов Торы.

 

Произошло двойное оживление.

Во-первых, эти авторы — оживили сам текст Торы — с помощью этих комментариев.

Во-вторых, они оживили читателей — тех, кто читал (изучал) эти комментарии на Тору.

 

= - = - =

А теперь проведем сравнение.

 

Одной из причин массового ухода евреев из традиции было то, что они не могли «вдохновиться» (оживиться) классическими комментариями на Тору. Тем людям, которые уходили — им эти комментарии казались скучными (скука — противоположность оживления!).

 

Когда человек читает глубокий хасидский комментарий на Тору — он оживляется.

Можно высказать гипотезу, что в этот момент (оживления) активируется уровень души — хая.

 

= - = - =

 

 

Необходимо сразу же уточнить — формально еврейство уходило из традиции после того, как появлися хасидизм. Почему же еврейство не воспользовалось хасидисим подходом?

Разберем более точно и тонко данную ситуацию.

В истории было два этапа ухода — в Западной Европе и в Российской Империи (Восточная Европа).

 

Первый уход — в Западной Европе — проходил независимо от появления хасидизма, так как хасидизм не имел массового доступа в Западноевропейский еврейский мир и таким образом те, кто уходили из традиции — не могли воспользоваться оживляющим ресурсом хасидизма.

 

Второй уход — в России требует более тонкого анализа.

Каббалистические хасидские тексты — это достаточно «продвинутый» уровень «взрослого» сознания. Чтобы их понимать, необходимо сначала изучить базовые знания.

 

Большинство евреев из российских местечек — успевали приобрести негативное отношение к иудаизму — на уровне хедера, когда не очень профессиональные меламеды — учили Торе — на очень примитивном уровне. И молодые евреи — сравнивая хедеры с гимназиями и университетами — решали уходить от еврейства — еще до того, как их уровень доростал до возможности понимать оживляющие хасидские тексты.

 

Драма российского еврейства — в том, что оно не успело дойти до живительного источника — и «выпало» - по дороге. Если бы была сила, которая смогла их удержать в традиции и довести до «взрослого» уровня, то эти евреи смогли бы «прильнуть» к источнику «живительной» влаги — и не выпасть, а вырасти и подняться.

= - = - =

 

Проанализировав тенденцию, я пришел к выводу, что не только хасидизм участвовал в оживлении. Будучи простимулированным хасидизмом, и литовский мир — в лице своих лучших представителей стал создавать оживляющие ресурсы.

Самый известный пример — книга «Нефеш а-хаим» - рава Хаима из Воложина.

Не случайно в ее названии упоминается слово хаим — жизнь. Ее роль также включала в себя оживление Торы и читателя книги. Автор активно пользовался мистическими ресурсами.

= - = - =

 

Также внес свою лепту и мусар — этическое движение литовского еврейства, которое стало ответом литваков на вызов хасидизма.

 

Но с мусаром происходит более тонкая проблема. Не любое оживление проходит «гладко». Оно может наткнуться на глубинные блоки.

 

Когда книга по мусару — напрямую призывает человека работать над качествами своего характера (мидот), то на уровне сознания — человек конечно же соглашается с рассуждениями книги.

Но — внутри каждого из нас сидит сильнейший внутренний оппонент (ецер а-ра), который особенно активно сопротивляется именно нашим попыткам работы над собой.

 

И хотя — с одной стороны, на уровне сознания- книги по мусару — оживляют нашу душу, но они почти сразу же оживляют и нашего внутреннего оппонента, который обычно оказывается сильнее.

 

Причина его силы — в том, что мы не осознаем того, как наш оппонент противостоит нам. А не зная ситуации, мы не можем ею управлять.

 

В результате — литература мусар — сначала оживляет нас, но процесс быстро наталкивается на саботаж и оживление затихает (вместе с попыткой работы над собой).

 

Этот процесс знаком каждому человеку — когда мы хотим начать делать «утреннюю зарядку», чтобы оживить свое тело, мы сталкиваемся с тем же сценарием саботажа и наши благие пожелания — быстро улетучиваются.

= - = - =

 

И здесь свою лепту — может сыграть второй аспект оживления - «Нижние Воды».

Речь идет о знании светских наук — в частности психологии.

 

 

Первым наиболее известным знатоком «Нижних Вод» - был еврей З.Фрейд. Он впервые детально описал природу нашего оппонента.

 

Далее, согласно предсказанию Зоhара, «Нижние Воды» увеличивались — знания росли и человечество постепенно создало множество важнейших знаний — о природе нашего внутреннего мира. Возникло в частности понятие «теневая сторона» личности, описывающее природу нашего оппонента. Возникли проективные метоы, терапевтические метафоры и многое другое.

 

Что для нас особо важно, современные еврейские авторы — стали также активно черпать идеи для своих текстов — в области «Нижних Вод».

Одним из наиболее выдающихся современных религиозно-еврейских авторов является главный раввин Англии — рав Сакс.

Каждую неделю в своем «свежем» комментарии на Тору он приводит целый ряд светских книг, которые великолепно интерпретируют сюжеты Торы — на базе «нижне-водных» подходов.

Большинство моих статей в газету «Еврейский Мир» построены по принципу «нижне-водного» оживления.

= - = - =

Теперь мы можем объединить картину.

«Верхне-водное» оживление — очень сильно оживляет текст Торы и иудаизм в-целом. Но самое главное, что оно оживляет еврея — того, чей уровень души — хая включается во время этого процесса.

 

Но — как только ситуация начинает приводить к «тикун мидот» - работе над характером — верхнее оживление резко стопорится — в результате встречной активации (оживления) нашего оппонента.

И здесь нам может помочь процессиональное использование «нижних вод» - знаний психологии, которые помогают нам преодолеть саботаж — и выйти на «просторы», избавиться от «нижнего блока» и выйти в Высшие пространства.

= - = - =

 

Кстати, если мы работаем только с «нижними водами», то этого недостаточно. Мы оживляемся, благодаря выходу из блокирующих «сетей» ецер а-ра, но нам не хватает «Верхней Цели». Только «Верхние Воды» - дают нам цель и позволяют двигаться (оживившись) — к мистическим высотам своей личности.

= - = - =

 


Сейчас мы опишем интересный момент — когда человек изучает текст с оживляющим фактором, он испытывает энтузиазм и вдохновение. И он интуитивно замечает разницу между данным текстом и скучным текстом. Но человеку тяжело понять суть процесса оживления и обычно его понимание ситуации (почему он оживился?) остается на интуитивном уровне.

= - = - =

 

Объективности ради надо сказать, что существует много более поверхностных факторов оживления человека. Например, голодный человек оживится при виде еды. Мощнейшим оживляющим фактором является сексуальная сфера. Игры очень оживляют. Риск — является сильным оживляющим фактором. И т.д.

 


В чем отличие оживления с помощью «верхних и нижних вод»? Дело в том, что вышеупомянутые поверхностные источники оживления — могут «износиться» от частого употребления. Сытость — снимает оживление от еды, и т. д.

 

Мудрость текста Торы и его интерпретаций отличается бесконечномерным глубинным оживлением. Каждый раз при нашем возвращении к тем же текстам, мы испытываем новый прилив энтузиазма и вдохновения. Это связано с бесконечной глубиной нашей души. Каждый новый приход к тому же тексту - «заходит глубже» в нашу душу — и оживляет все более глубокие ее «пласты».

 

(о 4-м уровне ехида — в следующем материале).

 

1По поводу оживления часто приводят известный анекдот. Профессор читает скучную лекцию в студенческой аудитории. Студенты постепенно засыпают от скуки. Чтобы пробудить студентов, профессор периодически (вне всякой связи с темой лекции) громко произносит «Противозачаточные средства». Услышав эти слова — аудитория резко пробуждается в ожидании услышать нечто на заданную тему. Мы видим — пример «оживления» аудитории, но он тоже сводится к достаточно низшим инстинктам.

2Некоторые знатоки каббалы скажут, что описание уровня хая — гораздо более сложное, чем то, что мы предложили. Это нормально, так как у нас нет цели — полностью описать сложную структуру. Наша задача — применить часть знаний об этой структуре в практику нашей жизни.


В избранное