Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира: Талмуд — неевреям.
В прошлой статье
я рассказывал об опыте Южно-корейцев, которые ввели изучение Талмуда в
школьную программу. Они называли нашу книгу «Свет мудрости».
Эта тема вызвала дискуссию.
В нашем народе присутствуют две «крайности».
Светские
евреи — рассматривают Талмуд в контексте фразы «Талмудизм и
начетничество», видя в Талмуде — нечто одновременно заумное и
устаревшее, недоступное и неактуальное.
Религиозные евреи, изучающие Талмуд отнеслись к идее преподавания Талмуда неевреям со следующими возражениями:
а) тексты Талмуда опираются на еврейские духовные ценности
— веру во Вс-вышнего, заповеди, Б-жественное происхождение Торы и др.
Поэтому, человек не «включенный» в эту систему ценностей не сможет
постичь Талмуд.
б) Талмуд разбирает сугубо еврейские темы — устройство Храма, жертвоприношений, законы Шаббата, кидушин и др. Поэтому нееврею «нечего делать в наших текстах».
в) Талмуд
написан компактным языком и для его понимания нужно знать множество
концепций, которые подразумеваются в тексте, но не объясняются явно.
г) Талмуд писался на арамейском языке и поэтому надо сначала выучить язык Тамлуда.
На основе этих постулатов построен «классический вход» в Талмуд — для молодых людей из еврейских религиозных семей.
Но является ли этот путь единственным?
Недавно американское издательство «Артскролл» завершило беспрецедентный труд — современный перевод Талмуда на английский язык с массивным корпусом комментариев.
Этот
проект помогает «обойти» две последние проблемы. Он полностью переводит
все на английский язык. И в сносках даются все необходимые
предварительные знания, которые читатель может почерпнуть прямо на
нужной странице книги.
А что делать с первыми двумя доводами?
Талмуд — это гигантский сборник текстов, объединяющий большое разнообразие тем.
Большинство тех, кто учит Талмуд в своей жизни — не прочли его целиком, а изучали отдельные (избранные) фрагменты.
Любой
отдельный фрагмент — обладает большой самоценностью. Более того, из
каждой фразы можно идти вглубь смысловых и логических уровней.
Поэтому
не обязательно всем людям брать на себя все темы. Для неевреев можно
выбрать те темы, которые обладают общечеловеческими ценностями.
А что — насчет духовных ценностей — веры в Б-га, заповедей, Торы и др.?
Мы можем сделать выборку, взяв те тексты, которые напрямую не опираются на наши еврейские концепции.
Самый продуктивный для этой цели фрагмент Талмуда — три трактата «Незикин» (ущербы), где разбирается масса ситуаций, когда один человек наносит ущерб другому.
Все эти темы построены на знании реальностей мира — простейшей физики, математики, а главное — логики.
Конечно в
Талмуде они иногда переплетаются с внутри-еврейскими аспектами, но в
большом количестве случаев можно вычленить универсальные тексты, отделив
их от духовно-религиозного контента.
Из моего опыта — когда в ешиве «Мир» была создана группа начинающих русскоязычных студентов, мы с ними учили фрагменты трактата «Бава Кама» - которые были абсолютно доступны людям начинающим и несведущим в религиозных концепциях.
Более того, эти темы из «Незикин» обычно изучаются на многих юридических факультетах, как пример подробно разработанных законоведческих концепций.
И второе.
В Талмуде — масса этических тем, и в частности множество аггадот
(притч), которые учат житейской и моральной мудрости. Многие из них —
вполне универсальны.
А теперь о развитии темы. Сила Талмуда — не только в самих текстах, а в способе их изучения.
Если к
тексту Талмуда подобрать хорошие вопросы и методику преподавания, то
ученик получит потрясающий «тренажер» для ума. Это заставит его думать и
тренировать свои мыслительные способности.
Изучение Талмуда развивает логику, дискурс и диалектический стиль.
Один из хороших современных (издана в 2009 г.) примеров универсальной Талмудической книги, доступной и неевреям - “Gemara wisdom”,
автор rabbi Haim Perlmutter. (Гемара — синоним
Талмуда)
Тора (Дварим 4:6) пишет: «это
мудрость ваша и разум ваш на глазах всех народов, которые, услышав обо
всех этих установлениях, скажут: "как мудр и разумен народ этот
великий!»
И народы мира могут не просто хвалить нас, но и научиться от нас мудрости.