Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Российского ISTM

  Все выпуски  

Новости Российского ISTM Простая жизнь и возвышенное мышление (часть 3)


1к-437. Простая жизнь и возвышенное мышление (часть 3)

19.09.2011 г.

Украина

Сегодня у нас третий день семинара «Простая жизнь и возвышенное мышление». На этом семинаре мы повторяем основы ведического знания, объясняющие как усовершенствовать нашу жизнь. Жизнь животного предназначена для еды, сна, совокупления и обороны, но человеческая жизнь предназначена для достижения совершенства. И кульминацией является чистое преданное служение Шри Шри Радхе-Кришне. Какова задача в человеческой форме жизни? Вопрошение о духовном, о природе Абсолютной Истины. Такова истинная задача нашей жизни. Садху в Индии говорят, что истинная жизнь начинается не с момента рождения, а с момента вопрошения об Абсолютной Истине. Обычно мы говорим во время наших публичных выступлений, что в какой-то момент жизни большинство людей перестает задавать себе вопрос. Возможно, они занимались какой-то духовной деятельностью в прошлой жизни, или общались с трансценденталистами, или у кого-то произошла какая-то проблема или трагедия в жизни. Обычно каждый человек, как правило, останавливается и задает себе вопрос: «Кто я такой? Почему я страдаю? В чем цель моей жизни? Что является Абсолютной Истиной?».

Говорится, что именно в этот момент начинается человеческая жизнь. Просто рождение в теле человека не делает нас человеком. Человеком нас делают правильные вопросы. Если вы начали задавать такие вопросы два года назад, а родились вы, допустим, сорок лет назад, то, в соответствии с мнением садху, вам всего два года отроду. А если вы задали себе вопрос «Кто я такой?» только вчера, то, в соответствии с мнением садху, вы родились 24 часа назад. Для этого предназначено сознание Кришны и поэтому образование начинается с того момента, как пробуждается разум, с пяти лет. Как только пробуждается разум, в это время ребенка отправляют в гурукулу по ведической традиции. Это образование занимает двадцать пять лет, о том, как быть сознающим Кришну, живя в этом мире. В наше время такого образования нет, потому что всё образование находится в категории авидья – невежества. Я недавно прочитал, что основные передачи по телевидению предназначены для людей с умонастроением 14-ти летних детей. То есть не очень серьезные темы. Вчера мы критически отзывались о газетах, журналах и программах новостей. Лучше провести наше время изучая Бхагаватам. Конечно, в этих периодических изданиях много информации. Но один великий мудрец сказал, что мы тонем в океане информации, умирая от жажды знания.  Столько много знания, но нет духовного знания, поэтому мы тонем в океане знания, умирая от жажды. Поэтому как трансценденталисты мы должны упростить свою жизнь, чтобы у нас оставалось максимальное количество времени для духовной деятельности. Большую часть времени люди проводят чтобы заработать деньги на приобретение вещей, которые им в принципе не нужны. Это факт, что индустрия производства и потребления производит те вещи, без которых мы можем запросто обойтись, и рекламирует их как очень важные.  Большая часть домов людей забита мусором. Марк Твен, знаменитый американский писатель и философ, говорил на эту тему: «Цивилизация – это безграничное размножение ненужных потребностей». Мы погружены в потребительство как и многие другие люди вокруг нас. Один американский      актер, Билл Рождерс сказал, что слишком много людей тратит деньги, которые не заработали, чтобы купить те вещи, которые им не нужны, для того, чтобы произвести впечатление на тех, кто им не нравится. Но наша философия другая: контроль чувств. Мы говорим, что чувства надо сдерживать. Мы должны понимать, что нам необходимо в жизни: работать, поддерживать себя, но на минимальном уровне. Если мы будем жить в соответствии с такой формулой, мы будем удивлены, сколько времени у нас уходит не на пустую болтовню, а на воспевание Святого Имени. Когда мы закончим свои круги, то обнаружим, что у нас осталось еще восемь часов свободного времени.

 У нас есть замечательный пример культуры древней Индии, где люди трудились ради поддержания себя и приобретения необходимого. Но этот труд заключался в земледелии и защите коров. Индустриального развития не было. Шрила Прабхупада описывает это как идеальную культуру и идеальную цивилизацию. Сейчас люди думают, что это отсталость. Когда британцы впервые приехали в Индию и посмотрели на аграрный образ жизни, то они подумали, что это примитивная, отсталая цивилизация. Но нельзя принимать простоту за отсталость. Потому что защита коров и земледелие занимают всего лишь семь месяцев в году. В соответствии с сезоном люди обрабатывают землю и сажают зерно. Полив осуществляется по системе ирригации или естественным образом, дождями. Урожай собирается и складируется. Прабхупада анализировал, что на это уходит семь месяцев. И всё это дает вам необходимые для жизни пищу, одежду, прибежище. Но iPodа при этом не будет, или  iPada. Но зато рядом под деревом сидит садху, который утром и вечером дает лекции. И Прабхупада говорит, что такой образ жизни давал людям пять свободных месяцев в году. Сейчас людям дай пять свободных месяцев, они даже не будут знать, что с ними делать. Они уже через час не знают что делать, начинают от скуки принимать интоксикации. Но люди могли идеально использовать каждую секунду пяти свободных месяцев в году, потому что это была духовная культура и они использовали это время для саморазвития. У них была могущественная садхана, они посещали святые места или встречаясь с друзьями они обсуждали сознание Кришны. По вечерам они обсуждали, ставили спектакли по «Махабхарате», «Рамаяне», поклонялись божествам. У них было достаточно времени на поклонение божествам замечательным образом.

Я помню, когда я первый раз отправился на Радха-кунду, это происходило в 1973 или 1974 году. В то время это была пыльная деревенька. Я обошел Радха-кунду и уже направлялся к дороге, чтобы на рикше доехать обратно до Вриндавана. И проходя мимо одного каменного домика у дороги, я услышал удивительный киртан, который там проходил. Я заглянул в домик и увидел, что отец семейства поет и играет на мриданге. Он пел, погруженный в эмоции, с закрытыми глазами. Его восьмилетний сын проводил арати. И когда я пригляделся, я увидел слезы у мальчика на глазах. Он был с самых ранних лет обучен культуре преданности Господу. И я подумал, что мне бы таким стать. Двое мальчиков играли на караталах и три девочки танцевали перед божествами с великой преданностью. Этот киртан продолжался около полутора-двух часов с таким энтузиазмом, что я не мог оторваться. До сих пор такое происходит во Вражде, но в своё время это происходило по всей Индии. Люди не тратили своё время на телевизоры, алкоголь. Они пели, служили божествам, занимались Кришна-катхой. Они прекрасно знали, как использовать пять свободных месяцев. В наше время некоторым людям везет, если у них остается  две недели в году на отпуск. Но многое изменилось в мире за последние пятьдесят лет. В Америке, например, средний размер дома изменился с 1100 кв. футов до 2300 кв. футов. Средняя семья в Америке тратила 6800 долларов в год, сейчас в среднем тратят 24000 долларов в год. Но опрос показал, что американцы намного менее счастливы и удовлетворены, чем старшее поколение. И когда британская телерадиовещательная корпорация провела опрос населения по всему миру, на тему «Какая страна самая счастливая», я думал: «К какому же заключению они придут?». Я предполагал, что это будет Швейцария или Австрия, Швеция, Дания, может быть Америка. Выяснилось, что это Бангладеш. Как это возможно, ведь это одна из беднейших стран мира, в которой происходит много природных катаклизмов. Но эта страна сохранила древнейшую культуру, люди в основном живут там в деревнях. И по своему выбору или вынужденно, они живут простой жизнью и из-за этого у них близкие отношения друг с другом, очень сильная взаимопомощь, крепкие семейные взаимоотношения. Как Биттлз в своё время пели: «За деньги любви не купишь и счастья за деньги не купишь». Конечно, мы можем вернуться к простому образу жизни, земледелию и защите коров. Может быть сейчас это не произойдет, может быть нам придется дождаться Третьей Мировой войны, чтобы это произошло. Но даже в нашей жизни мы можем пытаться жить попроще. На основании того стиха, который мы процитировали вчера. У меня нет времени на поиск этого стиха, поэтому я попытаюсь на память его процитировать.

ишавасйам идам сарвам

йат кинча джагатйам джагат

тена тйактена бхунджитха

ма грдхах касйа свид дханам

( Шри Ишопанишад 1)

Спасибо, Кришна!

Всё движущееся и неподвижное в космическом проявлении находится во владении и под контролем Господа. Поэтому человек должен пользоваться минимумом всего необходимого для себя, не претендуя на всё остальное.

Вчера мы говорили в конце семинара, что Господь устроил всё таким образом, что обеспечил всем необходимым всех живущих здесь. У каждого есть своя доля и если кто-то берет больше, то кто-то лишается своей законной доли. Но если большинство людей забирает себе больше, чем необходимо, то природа настолько жестоко эксплуатируется, что это создает экологический кризис. Поэтому, если мы хотим жить и дальше в мире, на основе здравого смысла, мы должны жить просто и мыслить возвышенно. Но человек не склонен к этой тенденции. Прабхупада говорит, что если мешок с зерном положить на улице, то птицы прилетят, поклюют, животные могут поесть и пойти дальше. Но поскольку люди находятся под влиянием трех врат, ведущих в ад – вожделения, гнева и жадности, то человек не будет удовлетворяться несколькими зернами, он возьмет весь мешок, пойдет домой и засунет его в свой чулан. Но это против законов природы. Этот мир устроен Богом так, чтобы обеспечить всех всем необходимым. Такова его доброта. Один преданный мне вчера сказал: «Но, махарадж, это же материальный мир, Дурга-дхама, тюрьма. Как же можно говорить, что здесь всё так прекрасно устроено?». Я сказал: «Да, это факт, что материальный мир это Дурга-дхама, а тюрьма – материальное существование. Но даже в обычной тюрьме руководство обеспечивает минимумом необходимого всех заключенных. Люди платят государству налоги  для того, чтобы поддерживать мошенников в тюрьмах.

Нитьо нитьянам четанас четананам эко бахунам йо видадхати каман  В этом стихе говорится, что существует одно вечное существо, которое поддерживает всех. Несмотря на то, что мы приходим в этот мир и делаем всё возможное, чтобы забыть о Боге, Он не забывает о нас даже на мгновение. Поэтому самый лучший термин для описания Кришны - это лучший друг всех живых существ.  Что бы мы ни делали, мы можем забывать о Нём, критиковать Его, отвергать Его, всё равно, Он обеспечивает нас всем необходимым. Разве это не удивительно? Например, вы кого-то наняли на работу. И вы платите этому человеку определенную зарплату. И он со временем становится чем-то недоволен, спорит с вами и уходит с работы. А вы продолжаете ему выплачивать зарплату. Странно? Предположим, этот человек начинает писать о вас клеветнические статьи во всех газетах, а вы ему всё равно платите. Он вас грязью поливает изо всех сил, а вы ему всё платите зарплату. А в один прекрасный день он пишет атеистическую статью, доказывающую что вас вообще нет. Что вы просто иллюзия. Но вы всё равно поддерживаете эту личность. О Господи! Да, это Кришна так делает.

Нитьо нитьянам четанас четананам эко бахунам йо видадхати каман. Даже если мы нисходим в низшие формы жизни, такие как свинья или червь в испражнениях, всё равно, нас поддерживают. Наш чек регулярно приходит по почте. Есть замечательная английская пословица «Друзья в нужде – настоящие друзья». И Кришна поддерживает нас, терпеливо дожидаясь того момента, когда мы снова получим человеческую форму жизни и с ней новую возможность стать сознающими Кришну. Это то, что я объяснил этому преданному. Да, это Дурга-дхама, но здесь Господь поддерживает нас, как руководство тюрьмы поддерживает заключенных. И это то, каким образом мы должны поддерживать своё существование. Один из методов – это брать только то, что нам необходимо. Но мы вчера также упоминали, что невозможно жить простой жизнью, если у нас нет возвышенного мышления или сознания Кришны. Потому что если мы не получаем внутреннего удовлетворения, Томы будем искать его во внешних источниках. Если мы не будем развивать духовного вкуса, который в эту эпоху исходит из воспевания Святого Имени Харе Кришна махамантры, точно так же как и все окружающие мы будем гоняться за чувственными наслаждениями. В нашем сердце находится резервуар духовного счастья, который исходит из преданности Кришне. Это бхакти-лата-биджа. Кришна говорит об этом в Бхагавад гите.

бахйа-спаршешв асактатмавиндатй атмани йат сукхам
са брахма-йога-йуктатмасукхам акшайам ашнуте

(БГ 5.21)

 

 Такая освобожденная душа не привлекается чувственными наслаждениями, но всегда находится в погруженном состоянии, наслаждаясь внутренним счастьем. Так осознавшая себя личность наслаждается безграничным счастьем, благодаря сосредоточенности на Верховном.

Поэтому мы должны дать себе возможность почувствовать это внутреннее счастье. В противном случае мы будем искать его в других местах. Будем также гоняться за иллюзорными наслаждениями, не постигнув внутреннего счастья.

 Помню однажды, я был в Непале. У подножия Гималайских гор водится мускусный олень, маленький, очень красивый. В брачный сезон самцы этого оленя выделяет из желез возле пупка вещество с сильным мускусным запахом. Эти железы содержат в себе вещество, из которого изготавливают мускус. Изначальный запах мускуса настолько замечателен, что может свести с ума любого. Когда впервые были обнаружены эти олени, европейцы любой ценой хотели заполучить этот изначальный мускус, который использовался в парфюмерии. В наше время настоящего мускуса уже не найти. В ведические времена этих оленей не убивали, их отлавливали и серебряной ложкой надавливали им на пупок и выдавливали оттуда мускус. Олень оставался живым. Но после того, как спрос на мускус увеличился, этих оленей уже начали убивать. В 50-е годы, когда эти олени были на грани исчезновения, был принят закон, запрещающий охоту на них. И в наше время торговля настоящим мускусом незаконна. Однако.. у меня для моих шалаграмов есть бутылочка, достаточно большая, розлива 1947 года. Конечно, мы не поддерживаем противозаконную деятельность, но мне подарили эту бутылочку и я её привез из Америки В Европу и использовал для своих шалаграмов. Запах настолько удивительный, что вся современная парфюмерия не идет ни в какое сравнение. И причина, по которой я вам всё это рассказываю заключается в следующем. Изначальное предназначение этого мускуса – привлечение самок оленя. Во время брачного сезона олени самцы так привлекают самок. Когда самка привлекается, они совокупляются. Но если самка не привлекается, то олень сам привлекается этим запахом, и не понимая, где его источник, бегает по всему лесу в поисках мускуса. Он неразумное животное, он не понимает, что источник аромата – он сам, и ищет его вовне. В то время, когда я был в Непале, как раз был брачный сезон у оленей и было смешно наблюдать, как эти олени бегали, натыкаясь на деревья и друг на друга, удивленно смотрели друг на друга, бегали по всему лесу в поисках этого аромата. Точно так же люди в материальном мире не понимают, что истинный источник счастья находится в них самих, бегают повсюду, сталкиваются лбами в поисках счастья. Я подумал, что это хорошая аналогия.

Если преданный получает это знание от гуру и Гауранги и шастр, он пытается применять его в своей жизни. Но для того, чтобы получить это истинное счастье нам надо прикладывать серьезные усилия в воспевании Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. И у нас есть это вкус, в противном случае что мы здесь потеряли? Иногда мы чувствуем истинный вкус, как описывает Джива Госвами, говоря о важности киртана. Он говорит, что даже иногда преданные-неофиты, воспевая киртан, чувствуют отраженный духовный экстаз на короткое время. Иногда Кришна дает нам небольшой вкус для того, чтобы вдохновить нас продолжать процесс. Также как Нарада Муни, будучи маленьким мальчиком, пытался следовать духовной практике, совершать аскезы в лесу и он, конечно, не достиг совершенства. Но ради того, чтобы вдохновить его, Кришна появился перед ним в изначальной форме. И даже Нарада был удивлен, как это Господь появился перед ним, хотя сам он был далек от совершенства. Господь сказал ему очень знаменитый стих: «Да, Я появился перед тобой на короткое время чтобы вдохновить тебя достичь Меня. Но Я едва ли появлюсь перед теми, кто несовершенен в своей преданности». Иногда мы получаем особую милость. Но обычно нам приходится тяжко трудиться для того, чтобы получить этот вкус. Надо воспевать Святые Имена очень сосредоточенно. Такой преданный обычно не очень интересуется внешними делами, он постоянно сосредоточен на Кришне и на своем духовном развитии. Он отстранен от дел, от материальных дел.

Таково было наставление Господа Чайтаньи Рупе и Санатане Госвами. Они жили в одной деревне Рамакели в Восточной Бенгалии и не встречались до этого с Господом Чайтаньей. Но просто услышав об играх Господа Чайтаньи, их любовь к Нему пробудилась. Таково могущество слушания. Никогда не встречаясь с Господом, они полюбили Его, просто услышав о нем. Они хотели Его увидеть и отправились из Пури во Вриндаван. Они подумали, что так Его и не увидят, и они написали Ему письмо, которое было доставлено Ему лично. «Мы занимаемся мирскими делами, О Господь, и мы не знаем, увидим ли мы Тебя. Но наша любовь к Тебе так глубока». И господь Чайтанья написал письмо Рупе и Санатане Госвами. Он написал: «Я понимаю, что вы стремитесь увидеть Меня, но вы должны продолжать свое преданное служение. Продолжайте практическую деятельность в этом мире. Просто размышляйте и думайте обо Мне». Как же это возможно? Так же как замужняя женщина, имеющая любовника, для того, чтобы её муж ни о чем не подозревал, она выполняет домашнюю работу еще более качественно, сосредоточенно. Но в своем сердце она постоянно размышляет о любовнике. Так же и преданный должен сохранять любовь к Кришне в глубине своего сердца, но внешне он должен выполнять деятельность даже лучше, чем обычные люди. Так преданный занимается той деятельностью, которой он обязан заниматься, но в своем сердце развивает сознание Кришны. И он занимается только тем, что абсолютно необходимо.

Как Шрила Прабхупада рассказал историю об одном мудреце, который жил на берегу Ганги. И он был готов жить на берегу Ганги столько, сколько необходимо для того, чтобы стать сознающим Кришну. Он говорил другим йогам, что он будет жить на берегу Ганги столько лет, сколько волос у него на теле. А у него всё тело было покрыто волосами. У него была большая борода, много волос на голове, примерно 10 000 волос было. И он сидел целыми днями и повторял махамантру, и не прилагал никаких усилий для поддержания тела. Люди из деревни ему что-то подавали, а он просто сидел и воспевал. И в один прекрасный день, один богатый торговец подошел к нему и сказал: «Что ты тут сидишь без всякого прибежища. Давай я тебе построю небольшую соломенную хижину. Ведь ты собираешься сидеть здесь 10 000 лет». Но этот йог был так отречен, что отказался от постройки, ведь он здесь временно. То есть он считал, что 10 000 лет небольшой промежуток времени и никакого дома не нужно.

Конечно, мы не можем имитировать этот уровень, имитировать шесть Госвами Вриндавана. Но мы должны следовать принципу и упростить свою жизнь на столько, на сколько необходимо для качественного воспевания Харе Кришна махамантры. Поэтому мы следуем экадаши, это одна из причин. В экадаши мы уменьшаем телесные потребности, чтобы увеличить время на слушание и воспевание. Я встречал  преданных на протяжении последнего года три раза, которые говорили: «Какая аскеза эти экадаши, зачем Кришна их создал? Я терпеть не могу эти экадаши». Но это замечательная возможность принять небольшие аскезы ради духовного продвижения. Они спрашивают: «Почему мы не можем есть зерно?». Но в изначальной вайшнавской культуре люди вообще ничего не ели не только днем, но и ночью, они постоянно воспевали. Это замечательная возможность уменьшить потребности тела, чтобы посвятить своё время духовной практике, и это происходит всего лишь два раза в месяц. Надо этому радоваться. Мы же не просим суровые аскезы совершать. Это всего лишь небольшая аскеза, чтобы увеличить время воспевания Харе Кришна. Например, мы пожертвовали временем для участия в этом фестивале и это приносит нам наслаждение, потому что есть возможность слушать семинары старших преданных. И дает нам возможность воспевать много часов с лучшими киртанистами ИСККОН. Поэтому мы должны по максимуму упрощать свою жизнь, чтобы больше времени уделять шраванам, кританам, вишнох смаранам, пада севанам, ванданам, дасьям, сакхьям, атма ниведанам – девяти процессам преданного служения. Большое спасибо.

Шрила Прабхупада ки-джай!

Гаура према нанде хари-харибол!

 


В избранное