Глава 5. Доказательства несуществования Бога (окончание)
Доказательство шестое:
Вездесущий Бог не существует, потому что Он необнаружим. Никакими научными опытами нельзя зафиксировать присутствие Бога. Любые «сверхъестественные» явления могут быть научно объяснены, не используя гипотезу Бога.
Бог является лишь тем, кому сочтет нужным, и тогда, когда сочтет нужным. Стоит ли удивляться, если Бог не желает являться тем, кто в Него не верит? Однако многие люди обрели Бога в своей жизни, и какое для них может быть доказательство лучше, чем личный опыт?
Наука априори исключает понятие Бога в своем методологическом инструментарии. Поэтому ссылка на достижения науки является не доказательством «отсутствия Бога», а лишь констатацией принципа научного инструментария.
Вместе с тем хотелось бы заметить, что наука знает далеко не все. Это подтверждается постоянным возникновением новых научных открытий, порой приводящих к отказу от прежних научных представлений. А значит, научный инструментарий несовершенен.
Доказательство седьмое:
Единый Бог не существует, так как в мире есть огромное количество религий, радикально отличающихся друг от друга. Невозможно определить, какая из религий близка к истине.
Наличие различных религий отражает свободу веры, которая дана человеку. Каждый верующий определяет для себя истину самостоятельно.
В науке также существует множество радикально отличающихся теорий. Говорит ли это об отсутствии успехов науки в поиске истины?
Доказательство восьмое:
Премудрый Бог не существует, потому что вера в Бога распространена преимущественно среди малограмотных людей. Высокообразованные люди более склонны к атеизму. Вера есть продукт социума.
Среди интеллектуалов немало людей, верующих в Бога. Так же как и среди малограмотных людей встречаются атеисты.
Социальная среда безусловно влияет на мировоззрение людей, но не имеет решающего значения. Даже в атеистических государствах есть теисты, а в теистических государствах можно обнаружить атеистов.
Доказательство девятое:
Истинный Бог не существует, так как во всех священных книгах присутствуют ошибки и противоречия.
Любые ошибки следует подразделять на критические и некритические. Те религии, которые имели критические ошибки в вероучении, со временем прекратили свое существование. Наличие же мелких ошибок в священных книгах скорее свидетельствует о несовершенстве переписчиков. Ошибается не Бог, а люди.
Более сообразительные атеисты понимают бесперспективность подобного подхода в «доказательствах» несуществования Бога, поэтому применяют несколько иную тактику. Поскольку доказать несуществование Бога с полной вероятностью невозможно, то они формулируют задачу иначе: насколько велика вероятность бытия Бога? При этом предполагается, что существование и отсутствие Бога имеют разные величины вероятности. Далее атеистическое рассуждение идет по следующему сценарию.
Доказательство десятое:
Вселенная является очень сложным объектом, и вероятность ее случайного возникновения является очень малой. Вместе с тем, если Вселенная сотворена Богом, то, значит, Он является еще более сложным объектом, вероятность существования которого еще меньше. Поэтому предположение о возникновении Вселенной без участия Бога имеет большую вероятность, чем предположение о существовании Бога, создавшего Вселенную. Таким образом, существование Бога статистически невероятно.
Данное рассуждение основано на ошибочной оценке вероятностей. Ведь вероятность случайного возникновения нашей Вселенной никакая не «очень малая», а просто равна нулю, и нет никаких разумных оснований считать эту величину хоть сколько-нибудь выше нуля. И связано это с решением вопроса о первопричине Вселенной, которого мы коснемся чуть позже.
Что же касается вероятности существования Бога, то здесь у нас отсутствуют какие-либо данные для ее вычисления. Бог находится за пределами наших представлений, Он существует вне времени и пространства. Имея все это в виду, как вычислить вероятность? Бог непостижим.