Некоторое время назад вышло обновление моей книги «Библейская хронология». Коротко расскажу об изменениях в тексте.
Во-первых, добавился новый раздел «Византийская эра». Этот раздел представляет собой разбор книги Ивана Спасского «Исследование библейской хронологии» (1857 год), широко известной в узких кругах.
Не смотря на то, что Ветхозаветный период по Септуагинте составляет около 5550 лет, в Восточной Римской империи длительное время пользовались календарной системой на основе Византийской эры, где этот период определялся промежутком в 5508 лет. Византийский период как будто взят ниоткуда, поскольку он не совпадает ни с данными канонической Септуагинты, ни с точкой отсчета Иудейского календаря на основе масоретского Танаха (3761 год до н.э.), ни с Ватиканской эрой на основе Вульгаты (4713 или 4000 год до н.э.).
К сожалению, не сохранилось древних трактатов, где бы объяснялся выбор точки отсчета Византийской эры. Можно лишь строить догадки. В этом смысле весьма любопытной является работа Ивана Спасского, где предпринимается попытка реконструкции Византийского периода. Поэтому мне было очень интересно рассмотреть, что и как считал Спасский.
Во-вторых, добавился новый раздел «Хронология разделенных царств Иудеи и Израиля». Он также построен на критическом анализе книги Ивана Спасского, где автор взялся разрешить практически нерешаемую задачу по синхронизации хронологии Иудейского и Израильского царств.
В-третьих, существенно пополнился раздел «Версии евангельской хронологии». В него добавились материалы по исследованию версий «Распятие в четверг» и «Распятие в среду».
Казалось бы, из Евангелий прямо следует, что Распятие было в пятницу (Мф 27:62; Мк 15:42; Лк 23:54; Ин 19:14, 31, 42), а Воскресение произошло на следующий день по окончании субботы (Мф 28:1; Мк 16:1, 9; Лк 24:1; Ин 20:1). Тем не менее, сторонники новых гипотез утверждают, что слова «пятница» и «суббота» в Библии не обязательно соответствуют этим дням недели.
Пятница, παρασκευη, подготовка – как утверждается, может означать не только календарную пятницу, но также день приготовления к иудейской Пасхе. Обычное буквальное значение – подготовка к субботе.
Суббота, σαββατων, шаббат – определенно может означать не только календарную субботу, но также и любой еврейский праздник, в который запрещено работать. Например, в книге Левит говорится: «...В седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте... это суббота покоя для вас...» (Лев 16:29-31).
Если это так, то не получается ли, что евангельские события не привязаны ни к какому дню недели? На самом же деле альтернативные версии не решают загадку евангельской хронологии, а только лишь из небольших затруднений создают более серьезные проблемы…