Почти никем не оспаривается, что Иисус был распят в пятницу. Почти никем. Но есть и те несогласные, кто выражают сомнение в общепринятом мнении.
Сомневающиеся обращают внимание на указание в Евангелиях, касающееся пророчества Ионы:
«…Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12:39-40; ср. Мф 16:4; Лк 11:29-32).
В этом месте имеется очевидная отсылка к книге пророка Ионы:
«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Иона 2:1).
При традиционном подходе, если полагать Распятие Иисуса случившимся в пятницу, а Воскресение Христа произошедшим в воскресенье, то нельзя не заметить, что хотя здесь и наличествуют три дня (пятница, суббота, воскресенье), однако между смертью Иисуса и Его Воскресением не только нет промежутка в трое суток или 72 часов, но нет и заявленных в пророчестве трех ночей.
Некоторые исследователи, стремясь разрешить проблему, предлагают считать Распятие произошедшим не в пятницу, а в четверг. Карл Джонсон уверен, что времени от вечера пятницы до наступления субботы недостаточно для организации похорон по иудейскому обряду. Поэтому по его версии Распятие происходит в четверг, похороны в пятницу, и тем самым будто бы удачно решается загадка трех ночей.
Другие исследователи (Ральф Вудроу, Грэм Скрогги, Паллант Рамсундар, Джон Нессле, Этельберт Буллингер и другие) идут еще дальше и сдвигают Распятие на среду. При этом ревизии подвергается не только день казни Иисуса, но и день Его Воскресения, который предлагается сместить на субботу.
Идея о Воскресении в субботу впервые была высказана Евсевием Кесарийским:
«Как получается, что у Матфея воскресший Спаситель является "поздно в субботу", а у Марка "рано в первый день недели"? ... В рассказе Марка слова: "Воскреснув рано в первый [день] недели" надо разделять и после слова "воскреснув" делать паузу… Марк упомянул более позднее время, когда он написал то, что должно быть прочитано с паузой: "Воскреснув". Тогда, после паузы, нужно читать остальное: "рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов"» (Евангелические вопросы, к Марину).
Трудно сказать, чем руководствовался Евсевий, но фраза "поздно в субботу" у Матфея отсутствует. Если же обратиться к оригиналу Мф 28:1, то имеющееся там выражение «οψε δε σαββατων» дословно означает «после окончания субботы».
Разумеется, версии «Распятие в среду» и «Распятие в четверг» небезупречны и имеют как внутренние противоречия, так и противоречия с другими местами Нового Завета. Более подробно рассмотрим их в другой раз (см. Стерх В. Библейская хронология).
Кроме того, альтернативные версии расходятся с общим мнением отцов и учителей Церкви. К примеру, Иустин Мученик писал:
«В день же солнца [sunday=воскресенье] мы все вообще делаем собрание, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня [в пятницу, т.к. saturday=суббота], а в день после Сатурнова дня, т.е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрение» (Первая апология, 67).