Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское чтиво

  Все выпуски  

Христианское чтиво N53


крест
Валерий Стерх
Христианское чтиво
Атеизм как религия
Глава 4. Философия атеизма

Аналогом богословия в атеизме выступает философия. Поскольку атеизм неоднороден и представляет собой конгломерат разнообразных вероучений, то и атеистических философских направлений достаточно много. Рассматривать их все нет нужды, поэтому обозначим только наиболее важные реперные точки.

Основной вопрос философии

Одна из главных классификаций философии обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично: дух или материя?»

Идеализм полагает первичным дух. Материализм полагает первичной материю. Эти философские направления можно разделить на объективное и субъективное течения.

Объективный идеализм признает существование духовного начала, независимого от нашего материального мира. Эта концепция характерна для теистических религий.

Субъективный идеализм отрицает существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Эта концепция характерна для буддизма и других подобных атеистических религий.

Субъективный материализм отрицает духовную составляющую реальности, признавая лишь материю, которая согласно классическому определению марксизма «есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Владимир Ленин «Материализм и эмпириокритицизм», глава 2.4). Эта концепция характерна для натурализма.

Объективный материализм понимает реальность как одухотворенную материю. В отличие от субъективного материализма, объективный материализм готов признавать духовную реальность, находящуюся за границами наших ощущений. Эта концепция характерна для пантеизма.

Итак, под понятие атеизма попадают три полярно противоположные философские школы: субъективный идеализм (буддизм), субъективный материализм (натурализм) и объективный материализм (пантеизм).

Диалектика

Современный материализм, главным образом натурализм, позиционирует себя как диалектический материализм. В данном случае под диалектикой понимается теория развития материального мира.

Классическая диалектика включает в себя три основных закона: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон перехода количественных изменений в качественные» и «закон отрицания отрицания». Позднее они были дополнены несколькими неосновными законами и принципами.

Также периодически предпринимаются попытки пересмотра законов диалектики с целью их лучшей упорядоченности и простоты применения. Например, в книге Альберта Эйзенштейна «Метадиалектика» предлагается вариация из семи основных законов, исключающая необходимость в неосновных законах диалектики.

Главное предназначение диалектики заключается в философском объяснении происхождения и развития Вселенной вообще и живой природы в частности (без привлечения идеи Бога), в том числе — обоснование теории эволюции.

Некоторыми философами диалектика подвергалась критике. Например, скептически к ней относились Николай Гартман и Карл Поппер. Мы же обратим внимание на примечательный момент: диалектика близка к религиозному мистицизму. Тот факт, что «закон единства и борьбы противоположностей» чуть менее чем полностью списан с древнекитайского магического дуализма «Инь-Ян», не является большим секретом. Но проблема может лежать гораздо глубже.

Довольно большое сходство «семь законов метадиалектики» имеют с так называемыми «универсальными законами Космоса», приведенными в эзотерической книге Людмилы Вейнгеровой и Дмитрия Гурьева «Записи диалогов с космическим разумом». Поскольку семь новаторских законов метадиалектики являют собой полный аналог суммы классических основных и неосновных законов диалектики, то можно сделать вывод об эзотеричности диалектики в целом.

Поэтому неважно, в каком виде — старом или новом, но диалектика несет в себе религиозную составляющую.

(продолжение следует)

®All rights reserved
sterx.ru
LiveJournal VKontakte

В избранное