Вопрос: Почему Иисус не совершал ритуальное омовение рук «нетилат ядаим»? Почему Иисус допускал нарушение шаббата?
Ответ: Иисус не нарушал заповедей Ветхого Завета. Обычай «нетилат ядаим» согласно Торе применялся для ритуального очищения в следующем случае: «Если в земле, которую Господь Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят [расстояние] до городов, которые вокруг убитого; и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали, [и] которая не носила ярма, и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине; и придут священники, сыны Левиины; и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над [головою] телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови. [Так] должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа» (Втор 21:1-9). Позднее иудейские старцы произвольно расширили применение этого обычая. Поэтому «нетилат ядаим» нельзя в полной мере назвать законом Моисея.
В Евангелиях не уточняется, соблюдал ли Иисус этот обычай, говорится лишь о Его учениках: «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» (Мф 15:1-2).
Иисус же высказался в пользу соблюдения Закона, а не придуманных обычаев: «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим… Есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф 15:3-9, 20).
Здесь следует отметить, что «нетилат ядаим» является не гигиенической процедурой, а исключительно ритуальным действием. Причем иногда его исполнение доходит до абсурда. В качестве примера приведем рассказ одной иудейки: «Я зашла в один из отделов нашей фирмы и услышала, как одна из сотрудниц с возмущением рассказывала о ком-то: "Вы представляете, она после туалета даже не помыла руки, зато сделала омовение рук – нетилат ядаим". Я предприняла слабую попытку объяснить нашей сотруднице, что гораздо важнее смыть духовную нечистоту чем физическую, но та так ничего не поняла» (http://www.kabbalahis.us/омовение-рук-нетилат-ядаим/).