Почему христиане не исполняют законы Моисея? (окончание)
Что же касается настоящих заповедей Бога, зафиксированных Моисеем («не убий», «не укради» и подобных им), то христиане несомненно почитают их за истинные.
Следует отметить, что не все заповеди равны между собой значимости: «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его» (Мк 12:28-34; ср. Мф 22:35-40).
К заповедям третьего или четвертого эшелона можно отнести кашрут. Так в иудаизме называется система правил, определяющих пригодность пищи с точки зрения религиозных предписаний. Ядром этих предписаний явлются ограничения, которые имеются в Ветхом Завете. Изначально запрет налагался лишь на употребление мяса с кровью: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт 9:3-4). При Моисее добавился новый запрет: «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука [жира, сала] и никакой крови не ешьте» (Лев 3:17). Позднее список запретов расширился (см. Лев 11).
Как видим, в течении истории заповеди кашрута существенно изменялись. В новозаветную же эпоху они были отменены Богом: «И когда [апостол] Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось все на небо» (Деян 11:2-10).
Но даже еще до этого Иисус «призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф 15:10-20).
Апостол Павел говорил: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8:8). И объяснял: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:14-17). При этом апостол делал важное уточнение: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор 6:12). Таким образом, существуют продукты, которые вредят телу, но нет продуктов, которые вредят душе.
Касательно шаббата нужно сказать, что христиане соблюдают заповедь почитания седьмого дня (в различных конфессиях по-своему), однако делают это не так как иудеи.
В целом Ветхий Завет предназначен быть «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24). Поэтому с приходом Иисуса Христа и исполнении на Нем пророчеств, Ветхий Завет становится завершенным. Именно в этом ключе следует понимать слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17).
Будучи исполненным, Ветхий Завет теряет былое значение и уступает место Новому Завету: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф 2:13-16).