Автор повествует о жизни и наставлениях преподобного Силуана Афонского, приводит выдержки из его дневников. Рассказывает о глубинах духовности простым и доступным языком.
Формуляр Афонского монастыря говорит о старце следующее: Схимонах Отец Силуан, мирское имя – Семен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г., на Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму – в 1911. Послушания проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года.
"Старец Силуан" Софрония (Сахарова) книга легендарная. В свое время в СССР гулял по рукам самиздат или репринт с французского издания, а голодный до духовных истин русский люд и такому был рад.
Книга состоит из двух частей. Первая часть - описание жизни Старца и богословские главы, касающиеся общих вопросов писаний Силуана и его духовной жизни. Вторая часть - жемчужина книги - писания самого Силуана Афонского, буквально поражающие своей мощью.
О подвижничестве Силуана автор пишет следующим образом:
«Сущность "безмолвия" старец видел не в затворе и не в физическом удалении в пустыню, а в том, чтобы непрестанно пребывать в Боге. В виду большой важности этого вопроса – остановимся на нем подробнее.
Старец говорил, что и затвор и удаление в пустыню сами по себе являются лишь вспомогательными средствами и никак не целью. Они могут содействовать уменьшению внешних впечатлений и влияний, устранению от житейской молвы, и тем благоприятствовать чистой молитве, и только в том случае, если это удаление совершилось по благоволению Божию, а не по своей воле; в последнем случае и затвор, и пустыня, и всякий иной подвиг останется бесплодным, потому что сущность нашей жизни не в самовольном подвиге, а в послушании воле Божией.
Многие думают, что самый высокий образ жизни – есть безмолвие в пустыне; иные считают таковым – затвор; некоторые предпочитают юродство; другие – пастырское служение или научный богословский труд, и подобное. Старец считал, что ни один из этих видов подвижничества сам по себе не является высшим образом духовной жизни, но каждый из них может быть таковым для того или иного лица, если он соответствует воле Божией о данном лице; а воля Божия о каждом человеке может быть особою.
Но какова бы ни была воля Божия о каждом человеке, когда идет речь о том или ином образе подвига, или месте или форме служения, во всех случаях остается обязательным искание чистой молитвы...».
Понимание сокровенных слов Силуана не всегда дается легко, и едва воцерковленному человеку будет сложно понять всю глубину этой книги. И все же, даже если чтение идет трудно, оно стоит усилий, которые несомненно будут вознаграждены. Изучать эту книгу лучше с комментариями на нее игумена Никона (Воробьева), который, читая эту книгу, делал себе пометки на полях, а потом их стали издавать как приложение к книге "Старец Силуан".