Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Тексты лекций Индрадьюмны Свами Фестиваль Харе Кришна – капля духовного мира


Фестиваль Харе Кришна – капля духовного мира.

Лекция о Вудстоке.

1К-127

23.08.1996 г.

Сухарево ( Россия)

Большое спасибо за замечательный прием. Я счастлив видеть вас и мне кажется, что вы тоже рады видеть меня. Духовный ученик служит духовному учителю в разлуке, поскольку все мы заняты разными видами служения в разных частях света, распространяя миссию санкиртаны Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Есть английская поговорка, что разлука укрепляет любовь в сердце. В разлуке человек больше привязывается к объекту своей любви. Это особенно верно для процесса сознания Кришны, поскольку в этом процессе наши сердца очищаются. И таким образом, взаимоотношения, к которым мы всегда стремимся, взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, в конце концов, пробуждаются. Поэтому каждая встреча становится экстатичной. Мы проезжаем через Москву, имея в распоряжении несколько часов, мы даже не планировали устроить здесь программу. Но Кришна так устроил, что несколько дней назад я получил по кому письмо от Кришна Дживани даси, в котором она просила меня не забыть своих учеников в Московском регионе. Я сказал: «Ну да, конечно же». Но я буду в Москве всего несколько часов, наконец, было решено, что мы встретимся здесь.

Я решил, что за то короткое время, которое я буду с вами, я поделюсь рассказом о деятельности, которой занимался в течение последних нескольких месяцев. Я всегда рад услышать, чем вы занимаетесь в служении Шри Шри Гаура Нитай. Я полагаю, что вы испытываете подобные чувства и тоже хотите узнать, чем занимаюсь я. Возможно, многие из вас знают, что в летний период мы проводим очень большую, маха-маха-махоцава фестивальную программу в Польше. Мы говорим маха-маха-махоцава, поскольку в фестивальной группе примерно двести пятьдесят человек и мы проводим шести-семи недельную фестивальную программу.

Достаточно часто у нас в сознании Кришны проходят фестивали – Джанмаштами и другие праздники. Все знают, как они важны для каждого из нас, для нашего сознания Кришны. Каждый волнуется, когда проходит фестиваль. Потому что фестиваль означает очень активный процесс шраванам и киртанам. Любимая деятельность вайшнава – это шраванам и киртанам. Таково наше развлечение. Когда у материалистов выдается немного свободного времени, они развлекаются тем, что опускаются до уровня удовлетворения чувств. Но преданный развлекается тем, что он возвышает себя до трансцендентной деятельности, такой как слушание и воспевание. А почему мы так привязаны к шраванам и киртанам? Поскольку это приносит вишну смаранам. Смаранам – означает помнить, Вишну – это Кришна. Все преданные с нетерпение ждут тех дней, когда они смогут только воспевать, танцевать и вкушать Кришна-прасадам. И поэтому в «Бхакти-расамрита-синдху» говорится, что это оскорбление – пренебрегать главными праздниками. Я вспоминаю, что когда я был президентом храма в Нью-Майяпуре во Франции в течение многих лет, в то время в нашей общине жило триста пятьдесят преданных, половина из них были дети, учащиеся нашей гурукулы. Я так же был еще и директором гурукулы. Когда я только приехал туда, там было много разных департаментов и предстояло еще много работы, чтобы всё наладить. Как-то я заметил, что у преданных почти отсутствовал энтузиазм. По милости Кришны, в то время по вечерам у нас проводились лекции по «Нектару преданности». Мы читали о разных оскорблениях, которые нужно избегать в поклонении Божествам. И вот мы читали о них, и прочли, что оскорбительно пренебрегать праздниками Кришны, поскольку праздник представляет собой интенсивное прославление Верховного Господа. И когда Господь удовлетворен, то естественным образом, его преданные тоже счастливы. Праздник является подготовкой к нашему возвращению обратно к Богу. Сейчас мы занимаемся садхана-бхакти, что означает тренировку в преданном служении. Может быть, это нам удается не так хорошо, поскольку мы обусловленные души, но мы следуем по стопам освобожденных преданных, которые занимаются естественной деятельностью в духовном мире. Практика приносит совершенство. И здесь мы занимаемся той же деятельностью, которая выполняется спонтанно в духовном мире. И какова же природа духовного мира? Что ни шаг, то танец, что ни слово, то песня. И там каждый день проходит фестиваль Харе Кришна.

Чтобы вернуться обратно домой к Богу, нам нужно достичь совершенства в этой деятельности. Когда вы вернетесь обратно в духовный мир, вы увидите, что там проходит вечный фестиваль воспевания, танцев и пиров. Поэтому вам нужно тренироваться воспевать, танцевать, тренироваться вкушать пиры. Я знаю, что это очень аскетично, прабху, но всё же вам надо тренироваться. Тренировка приносит совершенство. Обратите внимание, насколько замечательны эти процессы. Даже начало так замечательно. Когда вы начинаете какое-то дело, очень трудно оценить его, до тех пор, пока вы не завершите его. Но сознание Кришны настолько замечательно, что с самого первого шага в преданном служении, человек испытывает удовлетворение.

са ваи пумсам паро дхармо  йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата  йайатма супрасидати 
 Высшим занятем [дхармой] для всех людей является такое за-
нятие, с помощью которого они могут прийти к любовному пре-
данному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью
удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бес-
корыстным и непрерывным. ( ШБ 1.2.6)

 Высшим занятием для всего человечества является то, с помощью чего люди могут приблизиться к служению Верховной Личности Господа. И такое преданное служение является йайа атма супрасидати – приносит полное удовлетворение. Преданное служение настолько замечательно, что, только начиная заниматься им, становясь слугами Кришны, мы сразу же становимся счастливыми. Поэтому преданный так легко может отречься от, так называемых, наслаждений этого материального мира. В то время как гьяни и йоги с трудом борются за контроль чувств, а преданным это дается достаточно легко, потому что они воспевают Святые Имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Почему фестивали имеют такое значение? Они дают нам почувствовать вкус пребывания на Вайкунтхе. Это как маленькая капелька, падающая с небес. Маленькая капелька Вайкунтхи. Шрила Прабхупада говорил, что если взять каплю из океана и попробовать её, то вы сможете понять, что собой представляет весь океан. Если проанализировать эту каплю из океана, то мы узнаем, что это вода, там есть соли и другие вещества. Из этого можно сделать вывод, что и весь океан представляет собой то же самое.

Когда мы проводим какой-нибудь праздник по поводу явления преданных или Кришны, то проходит интенсивный процесс шраванам и киртанам,  и мы получаем представление о том, каков вкус пребывания на Вайкунтхе. Не смотря на то, что мы всегда так заняты, мы никогда не должны пренебрегать проведением праздников по нашему вайшнавскому календарю. Поскольку в духовном мире всегда праздник – нам нужно тренироваться.  Праздники являются очень важной частью сознания Кришны, поскольку они пробуждают наше сознание Кришны. Что верно для нас, то верно и для всех других живых существ. На самом деле, каждый является слугой Кришны. Как Джордж Харрисон говорит об этом во введении к «Источнику вечного наслаждения». Джордж Харрисон из «Битлз». В наше время все знали, кто такие «Битлз». Во введении он пишет, что все ищут Кришну, кто-то знает об этом, а кто-то не знает. Он имеет в виду, что все стремятся к совершенству жизни, которое заключается в том, чтобы восстановить  взаимоотношения с Господом. Госопдь Чайтанья Махапрабху в «Шикшаштаке» говорит о том, что движение санкиртаны, которое заключается в основном в процессах шраванам и кританам, дает нам вкус, которого мы всегда так жаждем. Праздники имеют значение для нашего пробуждения сознания Кришны, и так же они имеют значение для пробуждения сознания Кришны в других обусловленных душах. Поэтому важно, чтобы праздники проводились не только в наших храмах, но и чтобы мы приносили их другим людям. И тогда праздники становятся на самом деле экстатичными. Почему?

Потому что вайшнав несчастен, когда видит, что другие лишены сознания Кришны. И он больше всего радуется, когда видит, как другие обретают сознание Кришны. Поэтому Шрила Прабхупада был очень решителен в распространении таких фестивалей, как фестиваль Ратха-ятры. Когда проходят эти фестивали, И Господь, и его преданные покидают храм и отправляются на улицы, и приносят туда воспевание, танцы и пиры.

В одном из писаний упоминается, что когда Нарада Муни путешествовал в Кали-югу, он встретился с двумя очень возвышенными личностями, которые лежали без сознания на земле. Когда он спросил окружающих, кто это такие, ему ответили, что это олицетворенные гьяна и вайрагья. И неожиданно он увидел, что неподалеку проходила олицетворенная Бхакти-деви. Когда она подошла к этим двум личностям, она начала очень сокрушаться, она сказала: «Вы только посмотрите на моих двух сыновей – Гьяну и Вайрагью. Они так несчастливы». Нарада Муни наблюдал за всем происходящим и спросил: «Дорогая Бхакти-деви, почему Гьяна и Вайрагья так несчастны?» - «Мой дорогой Нарада Муни, пойми, что сейчас наступила Кали-юга. В предыдущие эпохи люди были заинтересованы в пробуждении сознания Кришны. Поэтому мои сыновья Гьяна и Вайрагья были счастливы. Люди искали совершенства в знании и отречении. В конечном итоге, люди очищались и принимали прибежище у моих стоп, у бхакти. Но в наше время люди настолько падшие, что их совершенно не интересует ни знание, ни отречение. Поэтому никто не может достичь моих лотосных стоп и быть счастливым». Нарада Муни, который является великим преданным Господа, великим проповедником бхакти-йоги или преданности Господу, сказал: «Дорогая Бхакти-деви, у меня есть план, как можно заинтересовать людей в знании, в отречении и в преданном служении. В этот век я лично приму воплощение фестивалей сознания Кришны. Я лично явлюсь, как фестивали, на которых проводится воспевание, танцы и прославление Шри Кришны. И эти праздники, наполненные воспеванием, танцами и пирами, привлекут даже самых глупых людей. Привлекаясь этими праздниками, даже простые люди смогут развить знание и отречение в этот век. Их знание о Верховном Господе пробудится. И в результате этих фестивалей весь мир будет затоплен наводнением любви к Богу».

Следует понимать, что такие праздники особенно применимы в Кали-югу. Никто в Кали-югу не хочет слушать философские лекции. Ом тат сат. Можно долго разговаривать об « ОМ». Потом еще дольше о «тат». В течение многих часов разбирать материальную природу и как она действует. И потом достичь окончательного вывода, Абсолютной Истины. Через пять минут все уснут. Вся аудитория будет спать. Никого не интересует гьяна. Все думают: «Ешь, пей, веселись, потому что завтра мы умрем». Как говорил Чавана муни: «Достань гхи и наслаждайся». Никого не интересует отречение: «Денежки – это мед, они настолько сладки, что от них нельзя отказаться». Хотя в истории вселенной еще никто не достиг счастья через материальную собственность, всё равно, все сходят с ума, стремясь к ней. Кого же интересуют гьяна и вайрагья? Это самое последнее, о чем могут подумать люди. Вместо того, чтобы читать книгу об Абсолютной Истине, они читают какие-то книги о тупых мышках и утятах, комиксы. Это их интересует больше. Уолт Дисней – это герой Кали-юги. Никто не заинтересовать слышать о возвышенных играх Шри Шри Радха Говинда Мадхавы. Слушая эти замечательные писания человек освобождается от материального существования. А что происходит с человеком в результате слушания о Микки-маусе и Дональде Даке?  Совершенно гарантировано, что в следующей жизни он будет крякать.

йам йам вапи смаранам бхавам тйаджатй анти калеварам

На чем бы не был сосредоточен ваш ум в момент смерти, именно такого состояния вы и достигните. ( БГ 8.6)

Эти комиксы сейчас популярнее, чем раньше. Но это всё ерунда.  На самом деле люди стремятся к изначальной ади-расе, историям об играх Кришны. Людям нравится читать о любви. Так пусть же они читают о любовных играх Кришны. Людям нравится читать о войне. Была ли более грандиозная война, чем битва на Курукшетре. Там было так много интриг, политических заговоров, шпионов и всего остального. В играх Кришны присутствует абсолютно всё и можно испытать полное удовлетворение, слушая об этих играх. Но вы никогда не найдете удовлетворения в искаженном отражении Его игр в этом материальном мире. Но в этот век люди такие падшие. Кришна больше не является героем в этот век, вместо Него героями считают каких-то мышек, собачек. Даже великие разумные люди поглощены тем же самым. Если вы начнете в центре города говорить об Абсолютной Истине, возле вас будут стоять максимум три человека: один пьяный, подойдет еще один христианин, который захочет поразить вас своими аргументами, а третий будет член антикультового движения. Что же делать?

Господь Чайтанья создал движение санкиртаны, которое может захлестнуть весь мир любовью к Богу. Он приносит в материальный мир праздник из духовного мира. Эта любовь к Богу, которую испытывают обитатели духовного мира, приходит в материальный мир в форме движения санкиртаны. Точная копия праздника в духовном мире присутствует и здесь в форме движения санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху. Даже Шри Чайтанья Махапрабху провел не так много времени, занимаясь проповедью. Конечно он проповедовал Прокашананде Сарасвати,  Сарвабхауме Бхаттачарье , об этом вы можете прочесть. Можно узнать о философских целя шести Госвами Вриндавана. Нам нужно знать об этом, чтобы мы могли философски обосновать людям, что наше движение – это не сантименты, в основе его лежат серьезные вещи. Но чем Господь Чайтанья занимался в первую очередь? Каждый день, на восходе солнца Господь Чайтанья выходил на улицу с колокольчиками на стопах и воспевал Святые Имена: Хари Харая Намах Кришна Ядавая Намаха Ядавая Мадавая Кешавая Намаха Гопал Говинда Рам Шри Мадхусудана Гиридхари Гопинатх Мадана-Мохана.  Он приглашал всех простых людей: «Пожалуйста, идите сюда и воспевайте Святые Имена». А все майявади спрашивали, что это за санньяси такой? Предполагается, что санньяси должен сидеть и изучать Веданту. А что это за танцы? Что за одежды он носит, вьющиеся волосы, драгоценные украшения? А чем он занимается, после того как потанцует со всеми этими простыми людьми? После танцев он пирует, вкушает сандеши, расагуллы, махапрасад и торт. Кто он, этот Нимай пандит со своим движением санкиртаны? Об этом не упоминается в Ведах. На самом деле в древнем ведическом трактате “Брихад-нарадия Пуране” говорится: харер нама харер нама харер намаива кевалам калау насти эва насти эва насти эва гатир аньятха.  В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути – повторяется три раза, кроме повторения Святых Имен. Потому что все рождаются шудрами. Когда Шри Чайтанья Махапрабху обратился к своему духовному учителю Ишваре Пури, тот дал ему Харе Кришна махамантру. Он сказал Чайтанье Махапрабху: «Ты глупец. Поэтому просто воспевай Харе Кришна махамантру».  Не больше, не меньше, просто Харе Кришна. Господь Чайтанья говорил, что когда я начал повторять махамантру, я стал подобен сумасшедшему. «Когда я повторяю Святые Имена волосы встают дыбом на моем теле, мой голос дрожит, слезы льются из моих глаз, как потоки дождя. Мой духовный учитель считал меня глупцом и рекомендовал мне заниматься только воспеванием. Но посмотрите на результат. Неужели можно получить большее от какого-то сухого процесса обретения знаний? Гьяна и вайрагья стоят у стоп преданных и вопрошают: «Как мы можем служить бхакти?».

Знание и отречение естественным образом приходят к тому, кто развивает преданность к Кришне. Самый простой способ пробудить в себе преданность к Крише – воспевание Харе Кришна маха-мантры. Таков план Чайтаньи Махапрабху и в этом проявляется милость Нарады Муни. Он лично явился как инкарнация в форме фестивалей Харе Кришна. В Польше мы сосредотачиваемся на этом: воспевании, танцах и пирах. И знаете, как это замечательно, когда к концу дня вы уже устаете, и от одного праздника приходится отдыхать целых три дня. После пира к концу дня все просто лежат на земле. И на следующий день, когда кого-то пытаешься разбудить к Мангала-арати, слышны только жалобы на то, что всё тело болит  после танцев, воспевания и пиров. Я понял, что чтобы пребывать в духовном мире нужно духовное тело. С помощью материального тела невозможно заниматься этой деятельностью как в духовном мире. Эти материальные тела ограничены временным удовлетворением чувств и не предназначены для вечного воспевания. Но мы должны продолжать свое служение.

У нас проводится шестинедельный фестиваль. Шесть недель. Не все из вас были на этом фестивале. Но сейчас мы только начали отдыхать. Даже по прошествии года после фестиваля мы всё еще отдыхаем. В этом году мы начали фестиваль очень широко. У нас был киртан,  в котором участвовали сорок пять тысяч человек. Это не преувеличение. Вам хотелось бы послушать, как мы это проводили? Думаю, я расскажу об этом, когда приеду в октябре. Или вы хотите послушать сейчас? Ну хорошо.

В Польше есть один человек, который является главой большой благотворительной организации, которая собирает средства для бедных детей. Особенно это проявляется во время Рождества. Эта группа называется «Великий оркестр Рождественской помощи». Этот человек собрал так много средств для детей, что сейчас в Польше говорят о трех известных людях: первый – это Папа Римский, второй – это тот самый человек, его зовут Юрек, и третий – это президент страны. Он является второй известной личностью в стране. В летнее время он любит организовывать большие фестивали для молодежи. Ему нравится проводить их, как проходил фестиваль в Вудстоке в 1968 году. В 1968 году состоялся знаменитый большой фестиваль рок-н-ролла в Вудстоке. Туда приехали сотни тысяч молодых людей, всё происходило на большом поле посреди леса. Там выступало много музыкальных групп. В эти годы царило умонастроение любви и мира. Это был очень известный фестиваль. Тогда шли сильные дожди и все были перемазаны в грязи. Вы слышали о фестивале Вудсток? Наверное, только не в России. Здесь все были коммунистами и вам не давали этого слушать. На этом фестивале собрались все знаменитые группы шестидесятых годов: Джимми Хендрикс и другие подобные исполнители. Конечно, это всё был майя.

Юрек захотел устроить подобный фестиваль в Польше. Он решил, что было бы интересно пригласить преданных Харе Кришна на этот фестиваль, они бы добавили ему колорита. Он связался со мной и поинтересовался, было бы мне интересно поехать на этот фестиваль и заниматься тем, чем занимаются все преданные Харе Кришна. Я спросил: « Сколько же молодых людей приедет на этот фестиваль?» - «Ну, сто тысяч».- «Сто тысяч!? Ну хорошо, завтра я приду в ваш офис, поговорим об этом». Я пришел туда с большим подносом прасада. Хотя он был очень занят, он согласился принять меня и мы начали говорить. Ему очень понравился прасадам, он оценил философию, и он сказал, что тоже самое мы должны делать во время фестиваля. В моем уме стали появляться всевозможные идеи. «Мы можем делать всё, что угодно?» - «Всё, что захотите!».-«На самом деле, мы очень хорошо проводим эти фестивали». Он не представлял, в какое дело он ввязался.

Что я сделал в первую очередь – заказал гигантский цирковой тент. Мы не думали , что там будет сидеть пара преданных и петь в уголке, раздавать шарики и может быть, книжки. Я спросил у него, могу ли я заказать цирковой тент. Тот поинтересовался на сколько человек. «Ну на три-четыре тысячи».-«А чем вы собираетесь там заниматься?»-« Мы будем танцевать, воспевать, пировать. Молодые люди на фестивале возможно будут пить пиво, принимать наркотики, а мы под этим тентом устроим такую мягкую, умиротворенную атмосферу». - « Это фантастическая идея». Он сказал, что на этом поле соберется очень много молодежи на три дня, и им совершенно нечем будет заниматься во время свободное от концертов. Естественно, они могут приходить в вашу палатку. Он сказал: «Да, фантастическая идея».-«Мы также можем готовить прасадам».-«Сколько?»- «Ну, пять тысяч порций в день»-«?»-«Да, пять тысяч, без проблем».-«Ну хорошо, я помогу вам закупить продукты по низким ценам. У вас есть еще какие-нибудь безумные идеи?»- «Сколько угодно!». Так как главной идеей фестиваля был мир, то я предложил выпустить десять тысяч воздушных шаров в воздух.

- Вы сможете это сделать?

-М-м, да думаю сможем. Или сделаем торт весом в одну тонну!

- А какого он будет размера?

-Воот такой!

-Вы можете это сделать?

-М-м-м, ну да.

Итак, какую бы идею мы не подавали, он с ней соглашался. Во время совместной работы  мы подружились. Потом вместе поехали на поезде до места проведения фестиваля. И поскольку он был известной личностью, то преданные Кришны тоже становились известными. Вся страна знала об этом готовящемся фестивале в Вудстоке. Юрек всегда представлял меня как организатора этого фестиваля. А потом он попросил меня написать статью о сознании Кришны. Он собирался поместить эту статью в газету с рекламой будущего фестиваля. И постепенно мы развили идею «Деревни Кришны за мир». Из одной палатки идея разрослась до четырех палаток. Мы решили, чтобы там был бык с повозкой, рекламирующий нашу ферму в Новом Шантипури. Мы стали планировать обустройство разных выставок – о реинкарнации, о карме. Достаточно скоро это всё разрослось в большую деревню. А Юрек был полностью поглощен этой идеей.

За пару дней до фестиваля на месте его проведения воздвигли гигантскую, похожую на небоскреб сцену. А мы начали устанавливать наш большой цирковой тент. Внезапно началась ужасная гроза. В течение нескольких дней фестиваля накрапывал дождик. А Юрек очень беспокоился, потому что он вложил очень много средств в этот фестиваль. Он спросил: «Вы можете попросить своего Кришну, чтобы Он прекратил дождь?» Я согласился, но предупредил его, что если дождь перестанет, то ему придется поверить в реальное существование Кришны. Он согласился и когда дождь прекратился он сказал: «Я верю в Кришну».

В первые дни мы очень интенсивно молились Кришне. Когда мы начали ставить большой тент, начался сильный ветер и дождь, и тент завалился. Ветер был настолько сильный, что тент был разорван в клочья. Палатка упала, а фестиваль должен был начаться на следующее утро. Пятьдесят тысяч молодых людей собирались приехать туда завтра. А у нас совершенно ничего не было готово. Я схватил свой мобильный телефон и начал звонить по всей стране, чтобы достать тент, но никто не мог нам дать его в аренду. В одиннадцать часов вечера я дозвонился до одной леди и она сказала, что может нам дать тент в аренду. Его погрузили в грузовик, и леди сама доставила тент. Наутро его установили. Также как Кришна поднял холм Говардхан, чтобы защитить обитателей Вриндавана, так и тут Кришна помог нам установить этот тент, похожий на зонтик, чтобы защитить тех, кто к нам придет. Постепенно начала проявляться наша деревня Кришны. У нас было еще три прекрасных палатки поменьше, они были замечательно украшены. Там был бык с повозкой. И, наконец, по милости Кришны выглянуло солнышко. После обеда Юрек пришел к нам и сказал: «Вот это да! Я никогда не видел ничего подобного».  Я сказал: «Юрек, посмотри, вон солнышко светит!». Он сказал: «Кришна!». Он согласился с тем, что это был Кришна.

Стали постепенно приезжать гости. Первое, чем они привлекались – это наша деревня, потому что там, на самом деле, еще ничего не было. Под нашим гигантским тентом была сцена и мы начали проводить там программы. Радха-Кунда из Москвы танцевала танец бхарата-натьям, а потом танцоры из Южной Африки исполняли танец катак. У нас был очень профессиональный спектакль «Рождение Кришны», были сделаны прекрасные маски. У нас были экстатичные киртаны, в которых участвовали сотни молодых людей. Я давал лекции для аудитории в две-три тысячи человек и все они сидели с открытыми ртами. Каждый вечер на сцене играла группа реггей, возглавляемая Шри Прахладом прабху. И вся эта молодежь просто сходила с ума. Они дали Прахладу новое имя –Монах реггей. И так продолжалось каждый день, с десяти утра до десяти вечера, а иногда и до часу ночи. И в течение дня расходились тонны прасада. Даже по вечерам, когда на главной сцене играли все эти рок-группы, многие молодые люди сидели в нашем пандале. Некоторые приехавшие на фестиваль так ни разу и не подошли к главной сцене, а некоторые приехавшие прямо с вещами проходили к нам, смотрели, что у нас происходит, и оставались у нас. Не было такого момента, когда в нашем пандале находилось меньше двух тысяч человек. Они ходили по всей нашей деревне, смотрели наши выставки, задавали вопросы и получали ответы. На самом деле, они просто заблудились в духовном мире.

На третий день у нас было особое событие – ведическая церемония бракосочетания. Я провел эту церемонию для семи пар преданных под этим тентом, на сцене. На церемонию пришло столько народа, что дальним рядам требовались бинокли, чтобы что-нибудь разглядеть. Мы накануне постоянно делали объявления об этой церемонии и приглашали на неё, в итоге пришло столько народу, что они не могли уместиться. Утром того дня я подумал, что может быть стоит пригласить на свадьбу Юрека, потому что на свадьбу обычно приглашают каких-то важных гостей. И если пригласить Юрека с его женой в качестве свидетелей, то это была бы просто фантастика. Юрек постоянно был занят, его постоянно преследовало национальное телевидение, радио, за ним гонялась пресса, а он постоянно направлял этих людей в деревню Кришны, обещая, что им очень понравится то, что там происходит. Я не знал, будет ли у него время, чтобы придти на свадьбу, но он принял приглашение, и я подумал, что будет действительно здорово. Второй человек страны собирается придти на нашу церемонию. Это такое яркое событие. Я спросил у него, а не согласилась бы его супруга одеться в сари. Для того, чтобы отождествлять себя с преданными, нужно иметь сильную волю. И через двадцать минут я получил ответ, что она будет просто счастлива, если ей дадут сари. А потом я в разговоре с Прахладом пошутил, что было бы забавно, если бы еще и Юрек пришел в дхоти.

И вот мы готовились к этой свадьбе, всё устраивали. Мы сказали всей этой толпе собравшихся, что Юрек придет на церемонию. Я выстроил там народ таким образом, чтобы был проход для Юрека, в две шеренги, чтобы приветствовать его приход. Начали прибывать его здоровые телохранители, чтобы позаботиться о соблюдении порядка. Они сообщили, что он прибудет через пять минут. Я сказал: «Тащите камеру, сейчас будем снимать, как его жена ходит в сари».  Пришли люди с национального телевидения, они поставили свои штативы, приготовились к съемке. Я всматривался в даль, и наконец они показались. Я сказал: «Что-то там странное». Ну вот они подходят ближе и я вижу, что Юрек пришел в дхоти. Люди просто падали. А фотографы и телевизионщики всё это быстренько снимали, а Юрек красовался. На нем была футболка с надписью «Харе Кришна», прекрасное, хорошо завязанное дхоти и он шел, не волнуясь о том, кто и что думает о нем. Он подошел ко мне, мы крепко обнялись и он сказал мне: «Харе Кришна!». Мы усадили его и супругу  на почетное место. С ним было шесть или семь помощниц, они обычно выполняют административную работу, они все были в сари.

Свадьба прошла совершенным образом. Всё было хорошо организовано, всё прошло хорошо. Был большой киртан, Прахлад устроил жертвоприношение. Я устроил так, чтобы Юрек поднялся на сцену и выступил с небольшой речью перед собравшейся толпой в четыре тысячи человек. Он немного рассказал, что такое хороший брак, потому что он достаточно давно живет со своей женой. На следующий день во всех газетах на первой полосе фото – Юрек Овщак в дхоти, это самая лучшая новость для Польши за многие тысячи лет. Свадьба закончилась, программа продолжалась. В тот вечер на нашей сцене выступали две группы реггей, одна называлась «Натура», а другая « Царь Батлаверс». Первая группа исполняет песни на польском языке, также они поют Харе Кришна. Выступление второй группы молодежь ждала уже несколько дней. Юрек в последний день фестиваля выделил для нас один час на главной сцене, для сравнения – все остальные получали по тридцать минут. По приблизительным оценкам, в момент нашего выступления слушателей было около сорока пяти тысяч человек. И большинство из них уже побывали в нашей деревне Кришны, они съели много прасада. И вот когда Прахлад вышел на сцену и закричал «Харе Кришна!», то все эти тысячи подростков тоже заорали ему в ответ «Харе Кришна!». Наша группа начала играть. В течение часа они пели Харе Кришна на разные мелодии. Все эти подростки танцевали. Это было на самом деле экстатично. На сцене происходило еще много чего – выходили куклы, танцевали наши танцоры, и это настолько отличалось от всего остального. К окончанию нашего выступления мы подвезли близко к сцене на большом грузовике огромный торт, который преданные делали четыре дня. Весом он был больше, чем одна тонна. Он был трехъярусный, формой напоминал цветок лотоса, на нем была надпись вроде «Вудсток 1968 год ки джай!». Я вышел на сцену объявил собравшимся, что мы преподносим этот торт организатору этого фестиваля Юреку Овщаку. Юрек сказал: «Спасибо, я принимаю. Ну что ребята? Вперед!» И двадцать тысяч подростков побежали за тортом. Я сказал: «О нет!» Я думал, что они подойдут и возьмут по кусочку, но они все поскакали туда. Подростки, на самом деле, не могли подойти к нему вплотную, им просто раздавали куски торта, но их приходило всё больше и больше. Это был напряженный момент. И после раздачи части торта, я велел водителю увозить этот торт отсюда, чтобы у нас не возникло проблем. И сцена отъезда торта выглядела очень удивительно, за грузовиком бежало тысяч десять подростков. Может быть, кому-то что-то и досталось, но грузовик уехал далеко и я даже не знаю дальнейшую судьбу торта. Кришна защитил нас. Мне не досталось ни кусочка, все ели очень быстро.  Еще во время этого концерта мы выпустили десять тысяч воздушных шаров. Это был большой успех.

Это был беспрецедентный случай проповеди в Польше. До сих пор по телевизору можно увидеть отрывки этого фестиваля. Пятьдесят процентов из всего, что было снято на фестивале, это преданные. Перед поездкой в Россию я разговаривал с Юреком и сказал, что на следующий год у нас будет два цирковых тента. На самом деле это была его идея про два тента, один для проведения программ, а другой – только для проповеди. Он сказал, что мы должны донести свое послание до всех подростков. Я сказал: «Ну конечно, если вы хотите, мы будем больше проповедовать». Он сказал: «Свами, я только закончил читать «Лиламриту», этот свами был великим проповедником. Вы должны проповедовать также как он. На Рождество вы тоже должны приехать. Будет выступать наш благотворительный оркестр. Вы тоже должны быть там». – «Хорошо, нет проблем. Если мы должны больше проповедовать, то мы будем это делать». – «Юрек, ты, наверное, хочешь снять новое кино?» - «Да, я ищу, о чем бы снять фильм».- «Ну, давайте снимем фильм про Харе Кришна. Люди из антикультового движения постоянно утверждают, что наше движение является сектой. Давай отправимся в Индию и там снимем фильм об истоках нашего движения. Потом ты вернешься в Польшу и сможешь продать на телевидение этот фильм». Он подумал немного, пожал мне руку и сказал «Ну, что, поехали».

Так много замечательного появилось, благодаря этой проповеди. Именно такие фестивали мы должны проводить. Большие фестивали, на которых сотни тысяч людей занимаются воспеванием, танцами и пирами. Шрила Прабхупада сказал, что мы завоюем мир культурой. Ни у кого нет культуры, подобной нашей. Наша культура – изначальная, из духовного мира. Никто не танцует как мы, никто не поет как мы, никто не представляет собой такое яркое зрелище, как мы. Ни у кого нет таких украшений, как у нас, никто не одевается как мы. Ни у кого нет пищи, такой как у нас. И ни у кого нет философии такой, как у нас. Если мы будем представлять нашу культуру через фестивали, то совершенно определенно, что однажды мы завоюем весь мир. Это маленькое описание того, чем мы занимались последние месяцы.

После фестиваля в Вудстоке, мы продолжали проводить наши фестивали по побережью в Польше. Это были фестивали поменьше, на которые приходило примерно по пять тысяч человек. У нас есть видео о нашем польском фестивальном туре, которое я хотел показать вам прямо сейчас. Кто-нибудь видел уже это видео?  Вы хотите посмотреть сейчас или в следующий раз, когда я приеду в октябре? Итак, показываем сейчас, но мне надо будет уехать, чтобы успеть на самолет.

Показ займет примерно двадцать минут. После этого, может быть, проведем маленький киртан. Большое спасибо, за то, что вы пришли сегодня. Я вернусь сюда скоро, в октябре.

Харинама санкиртана-ягья ки джай!

Харе Кришна фестиваль ки джай!

Шри Шри Гаура-Нитай ки джай!

Шри Шри Лакшми Нарасимхадев ки джай!

Гаура према нанде харибол!


В избранное