Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметки о привычке достигать своих целей: о причинах лени и 19 способов развить волю


Что общего между ленью и активными действиями, направленными на достижение цели? Всё это результат обучения и Ваш личный, не всегда сознательный, выбор.

Побуждения к действию бывают внутренними и внешними. К внутренним побуждениям относятся любовь к определённой деятельности, принципы, убеждения. К внешним – деньги, похвала, награды. Деятельность, приносящая удовольствие сама по себе, называется аутотелической. Она не требует волевых усилий. Волевые усилия нужны там, где возникают препятствия к достижению цели. Эти препятствия тоже можно разделить на внешние и внутренние. К первым относятся противодействие конкурентов, недоступность информации или ресурсов, погода и т.п. Ко вторым – недостаточная мотивация, низкий интеллект, отсутствие знаний, неуверенность. Для преодоления этих препятствий нужны волевые усилия, которые характеризуются решимостью, сдержанностью, сосредоточенностью и мобилизационной готовностью.

Цель определяет средства.

Не всех целей можно достичь, имея сильную волю. Нужно ещё знать вектор, в котором её направить. Основными препятствиями на пути к цели являются тезаурусные, контрсуггестивные и интеракционные барьеры. Первые связаны с недостаточным уровнем знаний, низким интеллектом, недоступностью нужной информации. Вторые, с неверием в свои способности или способности команды. Третьи, с неспособностью организовать свою деятельность. Названия этих барьеров сами по себе пусты. В них отсутствует информация о причинах их появления и том, как эти барьеры устранить. Пустыми словами также являются: неспособен, неудачник, глуп, безволен и некоторые другие. В них игнорируется потенциал человека.

Препятствиями на пути к цели также являются злоба, гнев, страх, навязчивые мысли, желание достичь совершенства, желание произвести впечатление, загруженность ума, эмоциональная неустойчивость,  импульсивность мысли, связанная с желанием получить результат немедленно без тщательной разработки плана.

Выученная беспомощность относится к контрсуггестивным барьерам. Она могла быть сформирована при переживании неблагоприятных событий, на которые человек не смог повлиять, при этом беспомощность была перенесена с одной ситуации на всю его деятельность. Человек теряет способность к научению и отказывается от попыток решить другие задачи, считая, что ничего изменить не сможет.

Опыт наблюдения беспомощных людей и животных тоже может стать причиной выученной беспомощности. Именно поэтому многие психологи и бизнес-тренеры рекомендуют читать истории успеха. Но, на мой взгляд, проблема здесь не в том, что человек читает, а в том, как он интерпретирует прочитанное. Нельзя загородиться от всего. Оценивать нужно причины, приведшие к тем результатам, а не сам результат. Необходим баланс между историями успеха и неудач. Нужно учиться на всём опыте и закалять свою устойчивость к неудачам правильной интерпретацией негативных исходов.

К особым препятствиям можно отнести:

  1. Синдром дефицита внимания (СДВ), который характеризуется неспособностью человека долго сосредоточиться на чём-либо.
  2. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), связанное с психической травмой и навязчивыми болезненными воспоминаниями.
  3. Обсессивно-компульсивное расстройство, характеризующееся навязчивыми действиями и мыслями.
  4. Некоторые другие проблемы с психикой.

Об этом я расскажу в одном из следующих выпусков.

Если у Вас что-то не получается, то значит есть скрытый фактор, который Вы не учли. Ищите его, читайте соответствующую литературу и рано или поздно искомое будет найдено. Настойчивость в преодолении неудачи определяется тем, как Вы её интерпретируете. Выработайте привычку оценивать только усилия, которые Вы приложили для достижения результата, а не себя и свои способности.

Упорство в движении к цели может быть стимулировано некоторыми из нижеперечисленных приёмов:

  1. Подмените смысл действия. В этом приёме очень большой простор для творчества. Можно посвятить свою победу какому-то человеку. Или думать, что работаете для изучения своих волевых качеств или способности к концентрации, а не ради результата.
  2. Обратитесь к чувству долга. Осознание своей ответственности перед самим собой и другими является мощным побуждающим стимулом к действию. Необходимо воспитывать в себе это чувство.
  3. Используйте самоободрение, самоубежденние и самоприказ.
  4. Умейте быстро принимать решение. В условиях неопределённости любое движение в сторону альтернативы способно нарушить равновесие между ними. Вы можете выбирать между желанием пойти на вечеринку и желанием доделать какой-то проект. Движение в сторону рабочего места сделает работу более привлекательной.
  5. Ведите видеодневник утром и вечером. Рассказывайте о том, как идут Ваши дела.
  6. Пишите сочинения о своих достижениях. Цели и достижения, изложенные в письменной форме, помогают конкретизировать картину и возможные препятствия, помогают удержать в сознании конечную цель.
  7. План действий должен быть написан на бумаге. Природа этого явления неизвестна, но практика показывает, что письменные обещания будут выполнены с большей вероятностью, чем устные.
  8. Напишите речь, которую произнесёте после выполнения плана.
  9. Нарисуйте картину, представьте себя достигнувшим цели и держитесь за неё.
  10. Дайте публичное обещание. Многим сложно нарушить своё обещание, данное в присутствии других людей.
  11. Используйте логическое убеждение. Сознательное понимание того, что происходит, способно изменить внутренние побуждения.
  12. Создайте новые принципы, которым Вы будете беспрекословно следовать.
  13. Максимально конкретизируйте цель. Любая неопределённость может снизить настойчивость.
  14. Разделите путь на этапы. Целеустремлённость поддерживается достижением промежуточных точек.
  15. Установите срок для каждого этапа пути.
  16. Используйте эффект соперничества. Этот приём способен мотивировать человека на действия, но может быть опасен, если Вы имеете неустойчивую самооценку. Не всегда, не со всеми и не во всех делах можно быть первым. Нужно уметь проигрывать.
  17. Устраните все соблазны, способные отвлеч вас от работы.
  18. Напишите план противодействия отвлекающим факторам и препятствиям на бумаге.
  19. Тренируйте свою волю не только в реальности, но и в воображении. Выполненное в воображении действие равноценно тому же действию, выполненному в реальности. Оно будет интегрировано в структуру личности человека как стереотип поведения.

По Кулю, к процессам, способствующим реализации действия, относятся:

  1. Избирательное внимание. Игнорирование любой иррелевантной информации.
  2. Контроль мотивации. Стремление восстановить мотивацию к достижению цели при появлении различных соблазнов.
  3. Контроль над эмоциями. Стремление вызвать у себя эмоции, способствующие достижению цели и подавить те, которые отвлекают.
  4. Контроль окружающей среды. Устранение всех соблазнов, отвлекающих от цели.
  5. Экономная переработка информации. Излишне тщательная переработка информации затягивает реализацию плана.
  6. Преодоление неудач. Умение переключать внимание с неудачи на цель.

Есть генетический фактор, влияющий на Ваши успехи. На данный момент его изменить нельзя, но это не значит, что попытки воспитать в себе нужные качества – бессмысленны. Если не получилось, то продолжайте двигаться к цели, ищите новые пути её достижения. Помните, что Ваши умения и способности это не сама цель, а средство её достижения.

Рацион питания тоже может сыграть решающую роль в Вашей активности, но диеты подбираются индивидуально.

Разработайте свой собственный план реализации намерений.

Создайте полный список препятствий, определитесь с тем, как они мешают и как их можно устранить. Стимулируйте своё воображения и старайтесь дать самый необычный ответ. Старайтесь придумать множество альтернатив. Задавайте себе самые необычные вопросы о том, чтобы Вы сделали, будучи волшебником или вопросы, как не достичь цели. Всё это способствует осознанию препятствий, пониманию своих действий и тому, как их можно обойти.  Ограничьте время движение к цели, конкретизируйте её, измерьте, откажитесь от недостижимого.

Изучите свои мысли. Создайте себе напоминалку на каждые 5 минут, чтобы их запротоколировать и оценить на предмет согласованности целью. Подавляйте лишнее.

При реализации своих намерений часто происходят отвлекающие моменты, поэтому необходим план противодействия этому. Спрогнозируйте всё, что может отвлечь Вас от работы и придумайте, как можно это исключить или проигнорировать. Запишите отвлекающие моменты и свои меры противодействия на листе бумаги максимально подробно, например: «Если произойдёт …, то я это проигнорирую и снова сосредоточусь на работе». Практика показывает, что письменное изложение намерения способствует его реализации. Избегайте в таких инструкциях любых отрицаний. Пишите только о том, что Вы собираетесь делать, а не о том, чего не будете. Концентрируйте своё внимание на цели и действиях, а не помехах. Все помехи должны быть проигнорированы или устранены.

Не все и не всегда могут выдержать рамки ограничений, созданные для самих себя. Не нужно винить себя за то, что отошли от плана. Иногда дисциплинировать себя очень сложно. Дело может быть не в воле и способностях, а в оценке привлекательности отвлекающих факторов мозгом. Она может быть выше, чем у других людей. Нужно снова и снова пытаться вернуться к реализации плана, изучить причину, которая помешала, искать скрытые факторы, повлиявшие на решение. На перестройку связей в голове может потребоваться время. Этот опыт борьбы с самим собой будет конвертирован в результативность и мощь Вашей воли по преодолению препятствий.

Практика, практика, практика.

Начните с малого и освойте эти приёмы на нём.

Выученные на словах инструкции по развитию воли скрывают в себе только потенциал результативности. Лучший способ изучить – применить на практике. Применение знаний на практике задействует совершенно иные механизмы памяти, что способствует формированию привычек и условных рефлексов на внешние стимулы. В дальнейшем волевые усилия могут применяться неосознанно. Состояние решимости и волевой мобилизации может быть легко «вспомнено» и поддержано с минимальными энергозатратами. Многократно повторяйте действия в проблемных ситуациях, старайтесь вспомнить состояние волевой решимости, спокойствия и сосредоточенности. Это состояние содержится в Вашей памяти и, хоть оно закодировано иначе, чем таблица умножения, выученная в школе, оно тоже может быть вспомнено. Практика сделает его единственным Вашим естественным состоянием.


В избранное