Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметки о привычке достигать своих целей


Тематика рассылки


Это первый выпуск рассылки и я вкратце перечислю основные её темы:

  1. Память.
  2. Мнемоника.
  3. Сознание.
  4. Личность и типы личностей.
  5. Внимание и концентрация.
  6. Восприятие.
  7. Творчество и воображение.
  8. Интеллект.
  9. Эмоции.
  10. Мотивация.
  11. Репрезентация знаний.
  12. Воля человека.
  13. Нейронаука.

Более подробно можно прочитать здесь: http://aleksland.ru/?page_id=823

Восприятие мира


Наше восприятие ограничено и бОльшую часть мира мы не видим. Первое ограничение связано с чувствительностью сенсорной системы. Мы слышим звуки с частотами от 18 Гц до 20 кГц, видим только малую часть спектра электромагнитного излучения, способны различить только несколько вкусовых ощущений и не способны различить по запаху многие вещества. Второе ограничение связано с отбором и сортировкой информации уже поступившей через нашу сенсорную систему. Мир наполнен стимулами, огромное количество которых находится в диапазоне сенсорного обнаружения, но обработать весь их объём мы не в состоянии. Из-за ограниченности когнитивных систем высшего уровня, стимулы отбираются для анализа только по определённым признакам. Например, неожиданное движение или громкий звук мгновенно переключает наше внимание на его источник, т.к. сильно выделяется из общего фона, в котором был человек.

Есть множество стимулов, набор которых индивидуален для каждого человека. Они закреплены в его памяти предыдущим опытом и особенностью нервной системы. Человек может не заметить или забыть про другие детали, на которые обращают внимание многие люди. Одни преимущественно замечают порядок и закономерности в окружающем мире, другие красоту, отношения между людьми, способности людей, свои ощущения, а интроверты могут жить в своём внутреннем мире и многого не видеть. Стимулы могут быть внешними и внутренними и их количество велико.

Как это влияет на достижение человеком своих целей? Если есть цель, то должен быть сформирован план её достижения и многие необходимые для неё стимулы могут оказаться вне спектра привычных для данного человека стимулов восприятия, а другие иррелевантные стимулы, которые находятся в зоне восприятия, будут мешать и отвлекать(к числу отвлекающих мыслей относится боязнь неудачи и неуверенность в своих силах, т.к. мысли и страхи тоже находятся в поле внимания человека). Некоторые люди могут легко перестроить этот список, а другие даже не пытаются составить план действий, необходимый для достижения цели. Именно по причине отсутствия чёткого плана, многие возможности могут ускользнуть от внимания человека.

То, на что должен обращать внимание человек, определяется самой целью и интеллектом человека, а сам процесс внимания к этим деталям регулируется либо привычкой, либо произвольно при помощи волевого усилия. Как долго вы можете смотреть в одну точку, не допуская появления посторонних мыслей? Как долго вы можете концентрироваться на скучной и монотонной работе, не допуская в сознание отвлекающих от работы мыслей?

Умение произвольно контролировать своё внимание очень важно в жизни человека. Со временем, контроль над любой деятельностью, на которую расходуется внимание, станет автоматическим, что освободит когнитивные ресурсы на другие действия.

Кажется, что всё просто – достаточно только научиться управлять своим вниманием и цели будут достигнуты точно по графику, но существует множество помех. Во-первых, натренировать своё внимание не всегда просто. Необходимо дисциплинировать свои эмоции и мотивационные процессы. Во-вторых, даже если Вы хорошо умеете им управлять, нужно также суметь составить подробный список действий и средств достижения цели. Этому может препятствовать низкий интеллект человека, низкий уровень его компетенции в вопросе, недоступность информации, которая необходима для продвижения. Всё это можно значительно улучшить.

Внимание имеет прямое отношение к тому, что принято называть волей и в следующих выпусках я затрону тему волевых усилий.

Про вдохновляющие и воодушевляющие тексты


Иногда я встречаю людей, которые не могут заставить себя что-либо сделать без воодушевления из вне. Они ищут и коллекционируют воодушевляющую литературу, которая заряжает их энергией для действий. Но это состояние быстро проходит и им нужна новая подпитка.

Такое лёгкое воодушевление говорит об эмоциональной и мотивационной неустойчивости человека. Он не самостоятелен, его не научили контролировать свою мотивацию с детства, и сейчас он зависим от внешнего воздействия. Зачастую эти люди не знают, что есть другие более надёжные средства заставить себя действовать.

Чтобы научиться регулировать себя в мотивационной сфере, нужно осознать это состояние в момент его появления и попытаться оказать на него любое влияние: модулировать по силе, отложить его на несколько секунд, запомнить и вызвать когда оно будет нужно. Ни в коем случае его не бояться, а рассматривать процесс как игру. С первого раза может ничего не получиться, но при упорстве Вы сумеете оказать путь даже малое воздействовать на это состояние и, возможно, в будущем возьмёте его под полный контроль.

Воодушевление для работы не нужно и от него лучше вообще отказаться, поискать другие стимулы заставить себя что-либо сделать. Таких стимулов много и в последующих выпусках рассылки я о них расскажу.

Мнемоника


Запоминание иностранных слов.

Аткинсон и Раух (Atkinson & Raugh 1975) придумали “метод ключевых слов”, облегчающий запоминание иностранных слов. В качестве ключевого слова использовалось слово на родном языке, напоминающее по звучанию иностранное слово или его часть. Ключевое слово через мысленный образ связывается со значением иностранного слова. Например, английское слово cost(стоимость, цена), похоже на русское слово «кость». Можно представит выставленный на продажу скелет динозавра с ценником на шее.

Этот метод эффективен при запоминании слов, которые можно представить визуально и в ходе исследований показал, что в контрольной группе, использовавшей ключевые слова, было переведено в полтора раза больше слов, чем в группе, в которой они заучивались механически при тех же условиях. Примерно такой же результат был спустя шесть месяцев после заучивания.

Эффективность метода подтверждена только при переводе с иностранного языка на родной язык. Дело в том, что подбор ключевого слова не всегда даёт достаточно информации для вспоминания иностранного слова, но и в этом случае результат лучше, чем при механическом заучивании наизусть. Также в процессе генерации ключевых слов, развивается Ваше воображение, что даёт возможность придумать более подходящие связки.

 


В избранное