Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметки из Мастерской Волшебных Превращений 1227


<>

Заметки из Мастерской Волшебных Превращений 1227

<>

 

Виртуальный кабинет психолога Павловской Александры

Выпуск № 18

28 марта 2011 года, Пятница

  

Мифы о клиентах

Обычно, если написано «статья только для мужчин», ее срочно начинают читать женщины, и наоборот.

Вроде бы это статья «только для начинающих психологов» J , но как клиент я бы начала читать ее, а потом уж пошла смотреть «мифы о психологах».

Большая часть этих мифов возникла из-за того, что наблюдения за поведением клиентов-покупателей переносятся на клиентов консультантов.

Считайте это чем-то вроде старческого ) брюзжания, и не обращайте внимания! Серьезно, это пишется с любовью.

1. Клиент знает, что он хочет (зачем пришел), может это сам сходу грамотно сформулировать и это будет именно тем, зачем он действительно пришел.

Знает. В глубине души. Но если бы он умел отслеживать свои глубинные потребности, правильно формулировать мысли и доносить их до тех, с кем общается, разве он пришел бы за помощью к психологу? К консультанту, коучу – да. Да и там, чаще всего, начало работы состоит в том, чтобы сформулировать запрос, цель работы.

Умение общаться, выходить к сути и говорить на языке другого человека – это наша работа. Наша. Не клиента.

Поэтому диалог из серии:

- Я предпочитаю использовать методы гештальт – терапии, и адаптированную версию системных расстановок. Что Вас интересует?

- Кхм- кхм. Мы разводимся с женой …

Лично у меня вызывает желание отправить суперспециалиста на курсы повышения квалификации. И поблагодарить клиента за терпеливое отношение к психологам.

Метафора )

Когда приходит человек к стоматологу (особенно в первый раз) он знает всего три вещи:

- ему больно

- тут ему помогут

- придется потерпеть, пока лечат (ага, ясное дело, раньше надо было обращаться…)

Этого достаточно, чтобы начать диагностику, а затем получить помощь.

Для тех, кто сочтет метафору некорректной, вопрос: Вы хотя бы раз лечили зубы? А вы знаете, чем отличается зубной врач от стоматолога? )

2. Клиент будет ответственно, правильно и в полном объеме выполнять домашнее задание. Клиент будет постоянно использовать на практике то, чему научился в кабинете психолога

Будет. Пока «сильно болит». Пока очень нужен результат. Потом меньше и меньше… А потом, часть навыков станет для него обыденностью, а большая часть забудется, как невостребованная.

И это нормально. Проблему решили, человек живет дальше. Он ведь не заявлял, что хочет стать профи? Нет? )

Ну и не надо ждать от него, что он станет регулярно пользоваться психологическими инструментами в обыденной жизни. Ведь наши клиенты – программисты не требует от нас, чтобы мы знали ПО на их уровне? Достаточно, быть «продвинутым пользователем» или знать, где найти информацию и кого спросить.

Вы работаете с организацией, успешно, хорошо… у них резко растут продажи, прибыль радует даже собственников бизнеса…Проходит год. Вы случайно заходите в их офис, и отчетливо понимаете, что можно начинать работать едва ли не заново! Это нормально. За этот год и энергия воздействия истратилась, и Ваша информация подзабылась. Нужна новая тренировка, консультация. Именно поэтому все серьезные корпорации регулярно проводят обучающие тренинги для своих сотрудников, и в их штате работают психологи.

3. Клиенту интересны те стопитсот тренингов и семинаров, что Вы прошли, Ваше видение развития космической программы Евросоюза и любимый рецепт пирожков Вашей бабушки

Конечно нет! Клиент пришел за решением своей и только своей проблемы!

Если Вы на примере испечения пирогов Вашей личной бабушкой иллюстрируете ему, например, навык включенности в реальность, он будет внимательно слушать. Единственный, не имеющий значения нюанс в этой истории – то, что бабушка оказалась Вашей.

Все, что психолог так или иначе говорит о себе, для клиента имеет ценность исключительно с точки зрения наилучшего удовлетворения его потребностей.

4. Если клиент пришел по рекомендации, с ним легче заключить контракт, чем с человеком « с улицы» и будет проще работать

Обратиться к Вам мне рекомендовал Семен Аркадьевич …

Легко считав с приветливого лика консультанта его невербальный ответ «простите, кто-кто??», клиент делает поспешный вывод – в нем не заинтересованы.

При этом то, что Семен Аркадьевич предпочел не называть своего отчества, а специалист помнит его по проблеме и стилю решения, в общем - то понятно, но … неприятно.

Более серьезным препятствием становятся сформированные ожидания.

А Маша говорила, что Вы сказали, что главное, правильное выполнение упражнения «Слушаю свое тело»?!!

Сказали, сказали. Только Маша своего тела не любила, боялась и «посещала» через три раза на четвертый. А ее приятельница великолепно владеет своим телом, хорошо ориентируется в чувствах, а вот с когнитивной сферой нужно работать, работать и работать…

Все эти запинки легко устраняются в процессе общения. Но с клиентом «с улицы» Вы бы уже заканчивали диагностику, и начинали формулировать заказ или работали над его проблемой, а не «изгоняли дух Маши» из вашего контакта.

5. Если Вы отлично поработали, достигли успешного результата, клиент обязательно порекомендует Вас своим друзьям и знакомым

Оу, у меня есть телефон отличного психолога! Сейчас, так …вот он, записывай! Знаешь, пару лет назад у меня была серьезная проблема, и мне пришлось даже пойти к психологу. Представляешь, мне помогло. Правда, пришлось как следует поработать, немного измениться… зато  результаты! Супер! Да ты и сама можешь оценить. С чем обращалась? …

Да, рекомендуют. Но… не всегда. По нескольким причинам:

- зачем рыбные места выдавать J

- у меня сейчас все хорошо, начну рассказывать, вдруг сглазят

- были серьезные проблемы, о которых не хочется вспоминать, говорить. В конце концов, кому надо и так найдет.

- ну, ага. Я ей (ему) дам контакты хорошего психолога, ей (ему) помогут, и будет у меня тут конкурент усиленный и обученный…нет, уж. Помолчу.

- посоветую психолога, что-нибудь не получится, останусь крайним…зачем?

- хм, Васе, Пете и Свете дал контакты, они даже не удосужились подумать об этом, до сих пор в своих проблемах варятся… ну, не хотите и не надо. (Хотя как раз тому человеку, кому пожалели информацию, она бы очень и очень пригодилась)

6. Если клиент испытал инсайт (даже если он так и не узнал, что пережитое им ощущение «Вау! Вона чо, Михалыч!» и называется этим красивым словом) , значит Вы ему помогли, Ваша работа достигла успеха

Как Вы узнаете, что достигли успеха, решили задачу? – этим вопросом обожают истязать своих клиентов коучи.

Как мы узнаем, что достигли успеха?

Например, пришла женщина с запросом «Хочу выйти замуж». Поработали. Вышла. Это успех? Формально, да. Но она-то уверена, что это получилось случайно.

Ребенок начал хорошо себя вести. Успех? А может он просто «перерос» переходный возраст?

Вы консультируете клиента, помогаете ему сформировать команду. Их отличные результаты – Ваш успех? А директор думает, что ерунда все это, просто он удачно нанял отличного Петю - продажника.

Успех – это когда жизнь клиента объективно (в хороших женах - мужьях, послушных детях, найденных хобби и проданных товарах) стала лучше. Сам он, клиент, стал увереннее, взрослее и счастливее. И да, о психологе вспоминает только если возникнут проблемы нового типа, которые он будет решать с Вашей помощью.

А инсайт… приятное переживание. Но успехом работы оно только может стать,  если его результаты будут реализованы, внедрены в жизнь.

 

Получайте квалифицированную помощь психолога, читайте интересные и полезные материалы на

 сайте автора рассылки Виртуальный кабинет психолога Павловской Александры  или   Зеркале. 

 

Если Вы думаете, что эта информация может пригодиться кому-то из Ваших знакомых, помочь в решении их проблем, пожалуйста, перешлите им данный выпуск рассылки.

  Задавайте свои вопросы, делитесь впечатлениями, отправляйте заявки на консультации на адрес wmt1227@yandex.ru

В избранное