Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Заметки из Мастерской Волшебных Превращений 1227


Здравствуйте! В сегодняшней рассылке:

Кто такой психолог

Когда люди употребляют слово психолог, они часто имеют в виду совершенно разное. Наиболее распространенные представления – это:

- хороший человек;

- "наемный друг";

- школьный психолог;

- кто-то вроде психиатра, врача;

- кто-то вроде священника;

- манипулятор с супер - таблеткой халявы;

- подозрительный персонаж, который видит людей насквозь;

- тот, кто поможет, когда станет действительно плохо.

Существуют формальные классификации специализаций психологов, вроде детского психолога, социального, клинического и т.д.

Одна из самых красивых метафор, определяющих сущность психолога, которую мне доводилось слышать – "проводник по чужим мирам".

Для меня в понятие психолог входит следующее:

- специально обученный человек (профессионал), владеющий как теоретическими знаниями, так и практическими навыками;

- специалист с высшим профильным образованием;

- человек, обладающий достаточным жизненным опытом, увязанным с теоретическими знаниями,  человек личностно зрелый;

- профессионал, регулярно повышающий свою квалификацию;

- человек и специалист знающий пределы своих текущих возможностей и ответственно относящийся к своим обязательствам.

Конечно же, большая часть этих качеств присуща любому профессионалу. С той лишь разницей, что психолог компетентен в области особенностей и закономерностей, механизмов психического аспекта жизнедеятельности человека.

В качестве метафоры определения психолога я бы предложила такое: "живое, наделенное интеллектом, интерактивное многоуровневое Зеркало".

Самые важные, на мой взгляд, качества для успешной работы психолога: профессиональная компетентность и ответственность.

Клиенты

Это те люди, которые обращаются к консультанту с определенными запросами, и обладают при этом некоторыми ресурсами (как минимум временем и желанием что-то изменить в своей жизни к лучшему, разрешить проблемную ситуацию оптимальным способом).

Для многих людей бывает страшно впервые обратиться за помощью к психологу. Тут важно помнить такую деталь: при обучении профессии психолога, студентам настоятельно рекомендуют пройти личное консультирование. Причин тому несколько, но суть в том, что профессиональный психолог прекрасно понимает, что чувствует клиент, обращаясь за помощью в первый раз.

Когда-то давно я с удивлением обнаружила, что многие люди совершенно спокойно и уверенно решают массу сложнейших жизненных вопросов, но лишь едва заходит речь о самом главном, о душе, о разуме, о бережном и заботливом отношении к самой своей основе, сущности, вдруг, откуда ни возьмись, появляется наплевательское отношение, небрежение, страхи.

Заботится о себе и своей психике хорошо и правильно. Это нормально, здраво и адекватно нынешним реалиям. А еще это зачастую приятно, полезно, увлекательно и интересно.

Что делает психолог и что делает клиент

На первых очных встречах, при первых письмах или обращении по телефону, психолог вас внимательно слушает.

Довольно часто оказывается, что у клиента это едва ли не первый опыт в жизни, когда его безоценочно принимают, стремятся понять и дают возможность высказать все, что он хотел бы сказать.

В этот период формируется наиболее глубокий уровень общения между людьми – устанавливается контакт. Появляется опыт общения с Другим, подтверждение существования Я на любом требуемом уровне.

Одновременно с чем происходит и второй, также сам по себе полезный и целительный для души и разума процесс: человек начинает слышать себя самого.

Не общественное мнение, не точку зрения друзей и родственников, не цели, которые ставит перед ним начальник, нет. Он замечает свои желания, слышит свое сердце, учится узнавать, различать и понимать сложные и простые чувства и эмоции, которые испытывает. С удивлением обнаруживает, насколько хорошо он умеет думать.

К этому моменту клиент с помощью психолога формулирует свой запрос повторно: не с чем он пришел (что "болит"), а что хочет получить в результате работы с консультантом.

Можно сказать, что это второй ключевой момент, развилка между успехом и отказом от работы. Первый был – решиться обратиться за помощью к психологу впервые. Там было сложно преодолеть страх неизвестности и, возможно, некоторые устаревшие стереотипные представления о психологической помощи. При прохождении второго ключевого момента человек выбирает: будет ли он работать либо предпочтет подождать (набраться сил тем или иным образом). Фактически, человек отвечает себе на вопрос: действительно ли я хочу решить ту проблему, что меня беспокоит. Если ответ "да" работа продолжается.

Следующий поворотный пункт – готовность проработать действительную причину возникших трудностей. Часть людей останавливается на этом этапе. Обнаружив, что основная причина сбоев может быть успешно откорректирована, но для этого следует приложить некие усилия, например, принять мысль, что взрослый человек сам отвечает за свои выборы, линию своей судьбы, некоторые люди принимают решение остановиться. Иногда эта остановка затягивается на несколько месяцев. И это нормально. Человеку нужно пожить со своими открытиями, перепроверить свои привычные убеждения и схемы взаимодействия с реальностью, внутренне собраться.

Из всей работы с психологом, это, пожалуй, наиболее энергозатратный этап. Само решение и последующие действия оказываются гораздо проще и легче, чем кажется "у подножия горы".

И последняя развилка, парадоксальная. Когда казалось бы все трудности преодолены, в реальной жизни происходят существенные изменения к лучшему, нарастает поток событий… часть людей пугается и как бы замирает на некоторое время. Иногда даже делая несколько шагов назад. К успеху тоже нужно привыкнуть. И только затем уже, уверенно начинает жить свою жизнь в полную силу.

Психолог сопровождает своего клиента на всем его пути решения заявленной проблемы.

Позже, когда человек уже умеет решать жизненные задачки, сам факт того, что у него есть возможность в любой момент обратиться за помощью и консультацией, дает дополнительные ресурсы для успешного преодоления сложных жизненных этапов.

Что требуется от психолога и клиента, чтобы достичь успеха в работе

От психолога – профессионализм, желание и умение работать с заявленной проблемой, принятие клиента как человека, внутреннее согласие.

От клиента – желание решить проблему, готовность к изменениям, к тому, что нужно будет приложить усилия, и  применение на практике своих открытий, полученных в процессе работы.

Некоторые мифы, заблуждения и страшилки

 +  Тратить деньги на консультации у психолога глупое занятие. Зачем идти к кому-то трепаться ЗА деньги, когда друзья-приятели с удовольствием тебя задарма выслушают, да еще советов надают всяких разных?

Действительно лучше потратить эти деньги на угощение для друзей. Правда, лишь в том случае, когда нужно удовлетворить потребность в так называемом фатическом общении (общении ради общения) или получить эмоциональную поддержку и практическую помощь. 

Психолог нужен клиенту для глубокого анализа причин, вызвавших те или иные сбои в его поведении, и, как следствие, в его удовлетворенности своей реальностью.

При этом психолог не дает советов, хотя бы по той простой причине, что клиент гораздо более компетентен в своей собственной жизни, и уж точно перебрал все возможные для него способы решить проблему, оставаясь прежним, не меняя структуру своей личности.

Еще одно отличие в том, что профессиональный консультант работает на решение конкретной задачи клиента, с учетом его текущих ресурсов, используя для этого специальные умения и навыки. Приятели в данном случае ограничены пределами своей житейской мудрости и жизненного опыта.

На мой взгляд, человеку нужна и помощь и поддержка друзей, и, в некоторых ситуациях, консультация специалиста.   

+ Не хочу, чтобы психолог рассказывал мне про меня языком своих понятий и раскладов.

Психолог – это своего рода живое Зеркало, где в интерактивном режиме клиент может видеть свое отражение. Может обсудить возникшие у него сомнения, найти кусочки мозаики в ответе на вопрос "кто я сегодня" и "что мне сделать, чтобы то, что "не так" изменилось в лучшую сторону".

Даже в случае диагностики речь может идти лишь о каких-то тенденциях и закономерностях, проявленных в данный конкретный момент в данном конкретном состоянии.

Что касается языка общения, то как раз психолог, как правило, говорит на языке клиента. И лишь в тех случаях, когда некие явления назвать необходимо для решения заявленной проблемы, знакомит клиента с нужной и потенциально полезной для него информацией.

+  Если я работаю с психологом, значит у меня что-то сильно не в порядке (я слабак; я неудачник…. Вариантов масса)

Тот факт, что человек осознанно использует умения и знания специально обученного человека для решения своих проблем, говорит скорее о его успешности, везении и здравом смысле. Возникшие в жизни проблемы своевременно прорабатываются с профессионалом, и возможностей для дальнейшего роста и развития становится больше, как и ресурсов для их реализации.

Можно привести пример с ремонтом и профилактикой любой техники. Конечно, при необходимости большинство из нас справятся и с настройкой компьютера, и с заменой масла в машине.

Еще более близким примером будет обращение за юридической или своевременной медицинской помощью.

 Вопрос в другом, насколько хорошо и качественно мы можем сделать данное конкретное дело. Проще говоря, что выгоднее для человека: оставить все как есть, авось само пройдет; решать самостоятельно, кустарными методами или найти специалиста, устраивающего по стоимости и качеству услуг.

В любом случае, обращение за профессиональной помощью любого рода говорит об адекватном подходе к жизни. Это хорошо и правильно.

+ Может быть если не копаться, то и так все сойдет? А если несколько раз в неделю искать какую-нибудь травму детства, то ее обязательно найдешь!

Мне представляется, что если человека устраивает его жизнь, он счастлив, доволен, успешно справляется с возникающими жизненными препятствиями и т.д., действительно, зачем искусственно искать себе проблемы?

Другое дело, что у человека есть нечто, что его не устраивает. Неважно, что это. Неудачи в личной жизни, отсутствие друзей, проблемы на работе или несчастливость… вот в этих случаях прибегаем к услугам профессионального психолога. Ставим задачу и успешно ее решаем. И далеко не факт, что для ее решения непременно нужно будет обращаться к детским воспоминаниям.

При работе с психологом нет цели найти уважительную причину, объясняющую (и как бы дающую индульгенцию на последующее время) проблему. Есть цель найти причину проблемы и либо устранить ее, либо компенсировать, либо иным образом переработать в успешный и полезный опыт.

+  Но мне совсем не хочется открывать свой внутренний мир незнакомому человеку…

Если обращаться к психологу, то нужно будет раскрывать всю свою подноготную, а я не хочу!

Страшно рассказывать постороннему человеку о самом сокровенном, о том чего стыдишься. Чтобы получить помощь ты должна полностью раскрыться, и это перед чужим человеком!

Безусловно, для эффективной работы с психологом определенный уровень доверия необходим.

Так же каждый человек имеет право чувствовать себя и находиться в безопасности. А кто угодно согласиться, что полное самораскрытие перед незнакомцем немногие люди смогут счесть для себя комфортным и безопасным.

Вот поэтому клиент не то что имеет право, по сути, он едва ли не обязан вначале составить некоторое предварительное впечатление о психологе к которому собирается обратиться.

Далее, стоит иметь в виду, что степень эффективности работы зависит от степени внутренней честности. Наиболее важно здесь то, какие выводы делает человек для себя и как он их реализует, а не то, что он говорит или не говорит консультанту.

Как одно из хороших решений здесь может быть следующее: обратиться за консультацией по решению одной конкретной проблемы и составить личное впечатление от работы с психологом. Как правило, на практике все оказывается гораздо проще и лучше, чем кажется в период сомнений, и степень необходимости самораскрытия станет понятнее.

 

 

Сайт Мастерской Волшебных Превращений 1227

В избранное