В сегодняшнем выпуске рассылки я расскажу о замечательной книге "Осознанный аутизм или мне не хватает свободы" Екатерины Карвасарской.
Что в книге хорошего:
1. Она живая. Мысли, находки в этой книге – не просто отвлеченные рассуждения, абстрактные знания, нет. Это то, что автор прожила, проверила своим личным опытом.
2. Записи можно читать отдельно, хоть всего по две-три штуки в день и постепенно, применяя что-то на практике, менять жизнь к лучшему.
3. В книге много-много-много ситуаций из практики, примеров общения с аутичными детьми, их родителями. Примеров и пояснений что, зачем, почему и как делает специалист.
4. Книга на первый взгляд про аутизм как болезнь, но скорее это книга про аутизм как способ бегства от трудностей, и, следовательно, будет полезна человеку любого возраста. Даже активные, ярко выраженные экстраверты сумеют найти в ней для себя полезную информацию.
5. Важный момент – это подход к аутизму как к системной проблеме всей семьи. На мой взгляд, это одна из ценнейших вещей в книге Карвасарской.
6. Из-за того что записи в книге живые, они вызывают отклик. И даже если в каких-то случаях приходится сформулировать совершенно иную точку зрения, все едино, книжка послужила тому толчком.
7. Самый правильный вывод, к которому подводит автор книги…. В этой книге сотни записей, большинство из которых содержательны, ценны и полезны. Как говорится, осмысливай,
бери и делай. Успешный результат гарантирован.
Пример применения информации из книги на практике:
У меня на столе лежит книга. Название "мне не хватает свободы"привлекает внимание Н. Он комментирует, пробурчав "вот, вот. Мне тоже не хватает свободы."
Даю книгу посмотреть. Листает, видит слово "аутизм", тут же возвращает обратно. Понятно, это же не про него.
В какой-то момент я показываю подростку абзац в книге и говорю:
- Смотри, что здесь написано. – Он всей мимикой демонстрирует недовольство, сомнение, нежелание идти на контакт, но, "так уж и быть" читает.
"Орать, рыдать, плакать – это разные действия, у них совершенно разные истоки, разные причинно-следственные связи, разные цели.
Орать – это истерика, зачастую без слез, это позиция, принцип, настаивание на своем.
Рыдать – это стресс, это реакция на переутомление или перевозбуждение.
Плакать – это усталость." (с.103, Карвасарская Е.Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы … Книга для тех, чья жизнь связана с аутичными детьми. – М.: Генезис, 2010 – 400 с.)
- А когда ты делаешь ….. (вот так-то) это что означает? – мне действительно интересно.
Настороженно молчит, подозревая меня во всех смертных грехах. Зря. Не то чтобы я была согласна с трактовкой "орать, рыдать и плакать" в редакции Екатерины Карвасарской. Да это и не важно. Важно понять, что стоит за конкретным деструктивным поведением Н.
- Ну… когда человек плачет, это значит он совсем устал, силы кончились… - Думает, соглашается, кивнув головой. – А когда рыдает… - обсуждаем то, что прочитали.
- Вот, смотри. Сразу понятно. А когда ты делаешь …., это что? – Нам уже обоим интересно, что ж это означает. Снова задумывается, но это уже не протест, это явный активный поиск ответа.
Выдает.
- Ты же умная?
- Ну… да. – Теперь уже я насторожено жду продолжения.
- Тогда почему ты не воешь каждое утро? Когда знаешь сколько всего тебя ждет днем? – ого! Теперь уже ему интересно.
- Ты имеешь в виду, что проснувшись, и поняв сколько трудностей меня ожидает днем, я должна завыть как баньши? – Улыбаюсь. Я рада, что мы идем к решению проблемы, и мне нравится ход беседы.
Кивает головой. Да, это то, что он хотел сказать.
- Значит, когда ты делаешь …. Так-то, это означает, что ты … в ужасе от предстоящих трудностей? Сбрасываешь напряжение? Или что? – на тему о том, почему я не начинаю каждое утро с печального воя, я поразмыслю и на досуге. Здесь важно удержать фокус внимания на подростке.
В ответ он начинает уточнять, разбираемся в том, что ж таки означали его действия. В конце концов, смеется. Он удивлен. Удивлен самим собой и заинтересован, а это отлично, просто замечательно.
Довольно легко и быстро, и по своей инициативе Н. находит объяснение поведению остальных членов своей семьи. "А когда папа …. А мама … Сестра …". Он снова удивлен, испытывает явное облегчение, и постоянное видимое напряжение ушло, спало.
- Наверное, да. Понаблюдаешь? – соглашается.
После чего мы конструктивно разбираем его реакцию на ожидаемые трудности, выясняем, а нельзя ли как-то более гуманно для семьи сбрасывать напряжение, более понятно сообщать об усталости и т.д. Идет обычная хорошая работа.
Я радуюсь, улыбаюсь в душе, и думаю "Господи, спасибо Карвасарской за ее книжку. Очень вовремя попалась."
Закончу текст еще одной цитатой (с. 60) "Не надо ничего преодолевать, надо просто делать. Делать спокойно и постоянно."