История развития
тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет. Одним из
первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912
году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились — и до сих пор
проводятся — тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в
себе, взаимодействия между людьми и пр.
Значительный вклад в
тренинг как форму обучения также внес известный социальный психолог Курт Левин.
В 1946 году К. Левин
вместе с коллегами основали тренинговые группы (Т-группы), направленные на
повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают
большую пользу от анализа собственных переживаний в группе.
Успешная работа
учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга.
В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах
обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному
межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в
организациях, укреплять групповую сплоченность.
В 1954 году
появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей
человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп
сензитивности.
В 1960-е годы
возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса
движение тренинга социальных и жизненных умений (social&life skills
training), который применялся для профессиональной подготовки учителей,
консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Среди
жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения,
настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления
и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие
идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля,
межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и
концептуализации опыта.
В 1970-е годы в
Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан
метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга
выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для
формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью
приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая
подготовка руководителей промышленного производства.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.