Цитата: «Не совсем согласна, что свое творчество надо
обязательно кому-то показывать. Есть энергия, которую человек может
реализовывать в творчестве, да продукт будет, даже если это копия, то она
индивидуальна и уникальна, а вот отдавать это в массы или нет личное дело
каждого».
Сразу развею типичное заблуждение, что любое творчество по
определению уникально и это проявление уникальности автора. ЭТО НЕ ТАК.
Начинающие авторы (те, кто только овладевает мастерством –
это первые 3-7 лет), пишут очень похоже на других, развивают идеи, которые
сейчас развивают многие, сочиняют сюжеты, которые сейчас входу и, что
естественно и очень правильно, копируют своих состоявшихся коллег.
Если взять начинающих фотографов, танцоров, режиссеров,
сценаристов, романистов и т.д. и т.п. – начинающих НЕВОЗМОЖНО ОТЛИЧИТЬ ОДНОГО ОТ
ДРУГОГО. Где вы здесь видите проявление уникальности?
Потенциально – да, каждый может стать уникальным. Но на
данном этапе этого ПОКА НЕТ. К уникальности еще надо прийти (мы об этом будем
говорить позже).
Еще раз!
Творчество – это создание нового и ценного (материального
или не материального) РЕЗУЛЬТАТА.
Для этого автор вкладывает в «конечный продукт» свою
уникальность – придумывает то, чего не было ранее. Именно в этом – придумать
небывалое - и заключается творчество.
Это и приводит появлению дополнительной ценности –
деревянную ложку украсили ракушками и вот она уже произведение искусства и
экспонируется в Третьяковке. О чем это говорит? О том, что творческие достижения
автора признали авторитетные люди (есть и зрительское признание, но это все лишь
уровни признания, и мы об этом позже поговорим)
Такая же ложка в столе – это никому не известная ложка. И
что, на самом деле у автора получилось, не ясно, в первую очередь, ему самому.
Почему? Потому что сам автор, как правило, оценить то, что сделал – НЕ МОЖЕТ.
Он или считает это неудачным (такое очень свойственно
творческим людям – не нравится то, что сделал). Или автор, напротив, оценивает
сделанное очень высоко, тогда как, на самом деле, ничего подобного и нет (это
свойственно всем начинающим).
Нельзя самому оценить то, что ты сделал. Для этого нужны
другие люди. Почему так? Потому что человеку свойственно заблуждаться.
Отсутствие профессиональных навыков в наш век профанации приводит к тому, что
любой человек купивший фотоаппарат может назвать себя фотографом и выставить
цены за свои услуги. И если его не купят, это не потому что он такой гениальный
и не понятый, а потому что плохо снимает – не научился еще.
Другие (зрители, коллеги, искусствоведы) – вот кто
оценивает то, что ты сделал, а не ты сам.
Твоя оценка важна, когда ты творишь. Только ты определяешь
то, что у тебя получится. Оценка других важна для того, чтобы оценить сделанное
тобой с точки зрения актуального на данный момент положения дел в твоей сфере.
В любое книжное издательство каждый день приходит не один
десяток романов от начинающих авторов. Знаете в чем проблема с ними? Они не
интересны – как с точки зрения профессиональной (плохо написаны), так и с
художественной – сюжет избит, герои типичны, диалоги обыденны, художественные
образы штампованы и т.д. Но ведь автор этого романа, когда его написал, так ведь
не думал, верно? Он-то был убежден, что он хорош. И что роман хорош. И что его
непременно издадут.
Хорошего автора негативная внешняя оценка приводит в
чувство – он понимает, что он не настолько хорош, как ему казалось. И у него
появляется возможность для творческого и профессионального роста!
Работая над следующим произведением он уже будет отметать
первые пришедшие на ум идеи, потому что задаст себе вопрос «Это
уже было раньше?». Простой критерий – а сколько времени экономит:-) (мы позже
будем об этом подробнее говорить).
Плохой автор заявляет «Я так вижу!» и ничего не меняет.
Упорно и настойчиво продолжает гнать низкопробный продукт (таких в издательствах
называю графоманами – они пишут, потому что им хочется писать).
Итак, подведем итог, плоды своих творческих трудов
безусловно необходимо показывать другим. Чтобы получить оценку. И на основе ее
вынести взвешенное суждение о своей работе. И продолжить свое развитие.
И, под конец, вернемся к вопросу, почему же не творчество
то, что что человек делает для себя – для души, для личной радости, для кайфа?
Потому что если результат его труда не оценили другие, мы, действительно, не
знаем, получилось ли у него сделать нечто новое и ценное для других. Так что это
пока лишь хобби, где автор получает наслаждение от собственного воображения и
вдохновения.
Отсюда можно понять, почему не хочется показывать другим:
Автор сам понимает, что показывать еще нечего. Человек
оценивает себя объективно и не торопится. На все нужно время: «Будет результат –
покажу». Это позитивный мотив.
Автор не показывает, потому что боится, что не понравится.
Это мотив деструктивный – стратегия избегания неудачи: «Не показываю, чтобы не
получить удар по самолюбию».
Из комментариев: Лет в 9-10 неожиданно для себя я стала
писать стихи, ближе к 30 прорезалась проза. За эти годы близкие мне люди не
проявили интерес к моему творчеству, ни мама, ни муж ни разу не сказали
банальную фразу: «дай почитать».
Когда-то я не выдержала и упрекнула мужа в том, что он не
прочитал ни одного моего стиха. Он пожал плечами и сказал, что не любит читать.
Я поняла, что у других людей нет потребности в моих произведениях и перестала
писать. Сейчас прочла в Вашей статье, что я то и не была творческим человеком,
так как читателей у меня и не было. Почему же тогда писалось?
Почему тянет к творчеству – мы разберем в следующих
рассылках. А вот почему первая неудача подкосила всё - эту тему мы полностью
осветили в курсе «Психология личностного освобождения». Если ты чувствуешь, что
не показываешь себя именно по этой причине – тебе сюда
www.gennadij.pavlenko.name/about/self-out-go