Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сам себе психолог, или Техники домашнего применения: 3-й смертный грех


Гнев

В списке семи смертных грехов по католическому канону гнев стоит на третьем месте. Гнев определяется как отрицательная эмоция, имеющая агрессивный характер и направленная на кого-то или что-то с целью уничтожения, подавления или подчинения. 

Гнев обычно чётко сфокусирован на определённом объекте, причём человек в гневе практически не воспринимает окружающее и с трудом контролирует свои действия и слова. Для выражения гнева характерны громкая эмоциональная речь вплоть до ругани и оскорблений, грубость, активная жестикуляция, физическое воздействие на случайные предметы и объект гнева. 

Крайняя степень гнева - ярость, когда затуманивается разум, и человек не отдаёт отчёт в своих действиях (последнее обстоятельство иногда признаётся смягчающим при осуждении за преступления, совершённые "в состоянии аффекта"). Менее выраженный гнев часто называют злостью.

О пользе гнева

Гнев в любых его проявлениях - это эмоциональный ответ типа "бей" на стресс, вызванный реальной или воображаемой угрозой безопасности жизни, здоровью или целостности эго. Такая реакция вызывается действием норадреналина. Считается, что норадреналин оказывает регулирующее влияние на воздействие факторов стресса на здоровье, и в этом смысле гнев оказывается положительным явлением. Недостаточная выработка норадреналина в условиях стресса может даже приводить к развитию депрессии со всеми её неприятными последствиями. 

Интересно, что некоторые тренеры "личностного роста" для освобождения от прошлых травмирующих переживаний советуют пойти в лес и, упершись обеими руками в ствол большого дерева, проораться, вызывая или имитируя гневную реакцию на события прошлого, зафиксированные в памяти мозга и тела. Практикующие такую простую технику утверждают, что в этот момент они ощущают, как нечто поднимается из глубины тела и уходит вместе с воплем. А прооравшись, испытывают не только облегчение, но и прилив энергии. Правда, выглядят они при этом довольно усталыми, а следующие несколько дней могут только сипеть.

Признаюсь, я тоже однажды поучаствовал в подобной "практике". К сожалению (или к счастью), я не испытал ощущений, подобных описанным выше. Хотя честно орал и упирался изо всех сил и в дерево, и в плечи и одного, и двух партнёров, оравших в ответ. Возможно, что благодаря проработкам своих эмоциональных тараканов с помощью техник типа EFT и ПЭАТ, мне было особо нечего высвобождать. Хотя практикующие "орание в лесу" говорят, что это позволяет мобилизоваться и ощутить приток сил, способный смести любые преграды, в реальности это, скорее, игра воображения или очень субъективная оценка. Во всяком случае, я, сохраняя полную осознанность в процессе "орания", одновременно подбирал режим, чтобы не сорвать свой голос (и это мне удалось), и упирался достаточно сильно, чтобы не дать сдвинуть себя с места как одному, так и двум партнёрам.

На этом положительные свойства гнева заканчиваются. 
Конечно, в условиях дикой природы гнев необходим для выживания и продвижения в иерархии себе подобных: давно выяснено, что вожаками в стаях оказываются не самые сильные и не самые умные, а самые агрессивные особи. 

Управление гневом

Людские сообщества более многочисленны и устроены более сложно, чем стаи обезьян, а главное (и в этом и состоит наше с вами главное эволюционное преимущество), люди могут договариваться друг с другом и, в частности, объединяться против особо агрессивных и неадекватных членов группы, претендующих на лидерство.


В этом смысле понятие "смертный" для греха гнева может пониматься буквально - в людском сообществе гнев, имеющий разрушительные последствия и ставящий под вопрос выживание группы, трактуется как преступление и карается изоляцией, изгнанием или смертью.

Можно привести и эзотерические объяснения включения гнева в список "смертных" грехов. Здесь "смертный" означает в определённом смысле смерть самой души, Например, в буддизме умерший, поддавшийся гневу, притягивается к соответствующему миру (лока) и воплощается в мире враждующих великанов-асуров, так и не достигнув освобождения в этом цикле воплощений. В христианстве умерший,подверженный греху гнева, не допускается в рай, оказываясь в чистилище или преисподней, даже если он не совершал других преступлений.

Так или иначе, крайне нежелательно, чтобы гнев становился автоматической реакцией. Часто, однако, гнев и ярость с их разрушительным действием оказываются проявлением тяжёлых эмоциональных травм, полученных в детстве или в течение длительных издевательств. Тогда он становится проявлением глубоко внедрённого неприятия самого себя, отражающего неприятие со стороны близких. Устранение такого глубоко укоренённого гнева требует настойчивости и навыков. 

Ниже приводится интересный пример "управления гневом" с помощью EFT. Этот пример интересен, помимо прочего, тем, что показывает, как можно строить установочную фразу, если клиент не готов произнести "я принимаю себя" или "я люблю себя", а также тем, что хорошо демонстрирует эффект генерализации, когда проработка одного эпизода снижает интенсивность переживаний по поводу другого эпизода.

Сообщение Зои Циммерманн (из архива Гэри Крэйга):
 
"В течение нескольких лет, что я использовала EFT для моих клиентов, я видела множество удивительных вещей, но думаю, что именно этот случай - самое невероятное и быстрое превращение клиента, какое я когда-либо наблюдала. "Сэмюэль" (имя вымышлено) обратился ко мне из-за недавней серии повторяющихся эпизодов крайней ненависти к самому себе и ярости по отношению ко всем и ко всему, и мыслей, что ему следует заставить отвернуться свою жену, на которой женат много лет, чтобы она прогнала его, и он мог покончить с собой.
 
По мере того, как он рассказывал о себе, становилось ясно, что его взгляды на мир и его дела типичны для людей, выросших изгоями в своих собственных семьях: им говорили и демонстрировали, что они в определённом смысле "неправильные" и "не принадлежат" своим семьям. Они усваивают это и начинают ненавидеть свои семьи, самих себя и весь мир. Они вынуждены словесно или физически отделять самих себя от своих семей и любых других групп, к которым они принадлежат. Это ужасная жизнь, полная тревоги и боли.
 
Как только Сэмюэль вошёл в мой офис, он начал вспоминать детали ужасных историй из своего детства, когда его избивала собственная мать или как он беспомощно наблюдал, как саму мать избивал, иногда до полусмерти, очередной из серии её любовников. Он запомнил её думавшей и поступавшей так, словно он был совершенно никчёмным человеком, и воспроизводившей на нём, как её саму избивали её сожители. Он сообщил, что его мать была алкоголичкой с 17 лет. Он презирал и ненавидел её так сильно, что когда сестра попросила его прийти на материнские похороны, он ей ответил: "Вряд ли ты захочешь, чтобы я пришёл, потому что я плюну на её могилу."
 
Он также сказал, что иносказательно угрожал убить свою сестру, о своих фантазиях на тему убийства её мужа, о злости на коллегу, из-за которого он разбил недавно приобретённое дорогое оборудование, без которого не мог работать. Он саркастически рассказал мне
, почему он разозлился на коллегу, когда тот "в шутку" стукнул его кулаком по руке, подняв кулак и резко со всей силы стукнув им по подлокотнику моего кресла. Через некоторое время, правда, он допустил, что коллега, вероятно, ударил его не столь сильно.
 
Наконец, он почувствовал, что ради жены он должен отдалить её, чтобы она оставила его, и он смог бы "вышибить себе мозги". (Впрочем, он добавил, что не думал сделать это на самом деле.) Он чувствовал, что слишком ужасен, чтобы они могли оставаться вместе. Тем не менее, она по каким-то причинам оставалась с ним уже 30 лет и любила его до сих пор. Я предположила, что между ними было что-то хорошее. Он ответил, что она говорила о любви в его сердце и о том, что он приносит радость людям - с чем он не был согласен. Я почувствовала, что каким-то образом мне необходимо помочь ему снова почувствовать свою сопричастность. Мы начали простукивание.
 
"Хотя я чувствую себя никчёмным и допускаю, что хочу покинуть общество, я сознаю, что моя жена любит меня и чувствует, что я с ней." (Он не мог произнести, что он принимает себя или что он любит себя.)
 
Это немного успокоило его. Он не смог дать свою субъективную оценку своих переживаний.
 
Он сообщил, что жена любит его, потому что, по её мнению, он думает о других людях, и что он великодушный. Он добавил, что никогда не думал о себе самом. Например, когда он работал фрилансером вместе с тремя другими людьми, он разделил их общую оплату на три части и выдал каждому одну треть, забыв выделить деньги самому себе. Затем мы стали простукивать на фразах:
 
"Хотя я чувствую себя никчёмным и хочу удалиться..."
"Хотя я никогда не думаю о себе и допускаю, что оставляю себя во вне..."
 
Он начал по-настоящему горько плакать, и я простукивала его акупунктурные точки, предполагая, что он остаётся в этом своём переживании. Я повторяла те же самые фразы, слегка их видоизменяя, а он, когда был в состоянии, между всхлипами, повторял их. Я добавила, "Быть может, мне не нужно оставлять себя во вне, может быть я могу подумать о себе самом."
 
По прошествии некоторого времени плач прекратился, и он посмотрел намного мягче. Он сказал, что чувствует себя намного лучше, и что последняя фраза была для него совершенно новой.
 
Через несколько дней Сэмюэль пришёл на вторую нашу сессию. Он сообщил, что со времени предыдущей сессии продолжал чувствовать себя всё лучше и лучше, и, что интересно, проблема, которую он испытывал после ДТП, случившегося полтора года назад, тоже стала меньше его беспокоить. В момент столкновения он получил удар по затылку металлическим предметом, сорвавшимся с заднего сиденья автомобиля, и с тех пор у него возникла проблема с выговариванием слов и предложений. Он отметил, что с момента предыдущей сессии его голова прочистилась, и предложения стали строиться легче. А когда однажды его жена позвонила, чтобы узнать, как его дела, он сказал: "Я чувствую себя хорошо". Он не может припомнить, чтобы когда-то чувствовал себя хорошо или кому-то говорил, что чувствует себя хорошо - хотя лечился около 35 лет.
 
Он также сказал, что понимает, что его мать была очень больна, и что теперь ему жаль её. Это совершенно иное чувство по сравнению с ненавистью и отвращением, которые он выражал на первой сессии.
 
Во время нашей второй сессии мы прорабатывали одно из наиболее ужасных событий его детства, с которым он связал сильные негативные эмоции во время первой сессии. Мы дали событию название "Ремень" и приступили к использованию Техники Бесслёзной Проработки, начиная с уровня 10 интенсивности эмоций по шкале от 0 до 10.
 
"Хотя у меня есть это воспоминание о событии "Ремень"..."
 
После одного или двух кругов он сказал, что чувствует себя словно поднявшимся над этим событием, и что он видит его с более широкой перспективы. Он смотрел на него сверху, вместо того, чтобы участвовать в нём. Теперь он оценил интенсивность переживаний на 1 или около того, если рассматривать те или иные детали этого эпизода. Тогда я спросила его о качестве эмоций, сопровождающих событие. Он сказал, что был зол на сестру на 10 из 10.
 
"Хотя я зол на сестру за ..., я посылаю себе тогдашнему сочувствие..."
"Хотя я зол на мою сестру за ..., я прощаю себя за весь мой вклад в то событие "Ремень" и чтобы достичь некоторого освобождения и облегчения, я прощаю мою сестру за весь её вклад в это событие. Я понимаю, что, возможно, она просто пыталась выжить таким способом."
 
После этого интенсивность переживаний упала до 1 или 2 из 10. Он решил, что остаточные переживания связаны со всеми другими болезненными событиями, происходившими тогда в том доме.
 
"Хотя я ещё немного зол на сестру, и это воспоминание связано с другими событиями в том доме, мой выбор - отделить это воспоминание от всех других, я посылаю моему тогдашнему "я" сочувствие и любовь, и я позволяю себе излечиться от этого воспоминания."
 
Это уменьшило злость на сестру до 0.
 
Тогда я спросила его о злости на его мать. Сила этой злости сама собой снизилась до 1 или 2 без непосредственной проработки.
 
Тогда мы начали проработку самих оскорбительных действий, которые его мать осуществляла над ним (я не сообщаю деталей этих действий, чтобы не вызывать у читателей шок). Интенсивность боли опять была 10 из 10.
 
"Хотя я помню, как это было больно, и как всё, что я говорил просто игнорировалось..."
"Хотя я чувствовал себя таким беспомощным, потому что никакие слова не могли остановить это, я посылаю сочувствие своему юному "я" и даю ему знать, что я люблю его. Я прощаю себя за весь мой вклад в это <...> и я прощаю мою мать. Она была больна и сама пережила много боли. Возможно, она делала лучшее, что могла, учитывая её окружение и её жизненный опыт. Её лучшее не было вообще хорошим, но это было лучшее, на что она была способна."
 
Он согласился со всем этим. Он сказал, что его думающая и чувствующая части, доселе разъединённые, теперь чувствуют соединение. Интенсивность снизилась радикально, до 1 или 2. Он понял, что, возможно, его матери в её жизни требовалось больше любви и чувства понимания, он ощутил к ней жалость и сочувствие. И к себе самому.
 
Теперь он удивлялся, что прожил так долго, не причиняя вреда другим, и что это было просто "невезение" пройти через всё, что мать совершала над ним. Он сказал, что его воспоминания больше не имеют никакого эмоционального заряда.
 
Мы перешли к другой части его воспоминаний, которые вызывали очень сильные переживания во время нашей первой сессии. Теперь по отношению к этим воспоминаниям он чувствовал себя "нейтрально". Тогда я предложила ему пересказать в деталях всю историю вслух, и его переживания оставались на нуле. Он сказал, что многие годы терапии не изменили в нём ровным счётом ничего. А здесь после двух сессий он чувствует себя совершенно по иному. Также он сказал, что никогда не испытывал чувства прощения по отношению к своей матери, и совершенно определённо никогда и никому не говорил о её прощении. Но теперь он чувствует это. Он чувствует полное спокойствие по отношению к этому событию и освобождение от боли.
 
На следующей сессии мы работали над другим событием, интенсивность переживаний которого была уже намного ниже, чем когда он рассказывал о нём в первый день. Единственным моментом на 10 было его переживание по поводу собственной злости. После простукивания он уже был способен принять свою злость и отличить различные проявления злости - то, что он делал сам, и то, что постоянно в состоянии необузданной ярости делали его мать и её сожители. Как он сказал, это было впервые, когда он смог принять самого себя и свои чувства злости и ярости без ощущения, что он уподобляется им всем. Огромное облегчение для него.
 
В начале четвёртой сессии он сообщил, что после нашей предыдущей сессии ему удавалось останавливать свои негативные мысли, как только они начинались. Никогда ранее этого у него не получалось: как только чёрные мысли возникали, они захватывали его на долгое время. Я напомнила ему несколько инцидентов, связанных с его матерью, о которых он с сильным гневом рассказывал мне на первой сессии. Только один из этих инцидентов сохранил интенсивность более высокую, чем 1 или 2 - его интенсивность была на уровне 3. Мы проработали один более или менее эмоционально заряженный аспект этого инцидента и за один круг снизили его интенсивность до 0.
 
Как я уже сказала, для меня это удивительно. Я работала со многими людьми, имевшими в своей жизни несколько отдельных болезненных или травмирующих событий, и они прорабатывались за одну или две сессии. Также я работала и продолжаю работать с теми, кто прошли через годы издевательств или других болезненных испытаний, и мы постепенно, шаг за шагом избавляемся от связанных с ними переживаний. И я никогда и ни у кого не видела такой грандиозной трансформации и такого быстрого растворения огромных завалов травмирующего опыта.
 
Работа с Сэмюэлем наполняет меня огромной благодарностью к Гэри за разработку EFT. Я бы сказала, что иногда это похоже на чудо.
 
Зоя"

В избранное