Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сам себе психолог, или Техники домашнего применения: Об адском пламени и страхе смерти


Адское пламя и страх смерти 

Что нас ждёт там, за последним порогом? Добрый ангел, огонь вечного мучения, тоннель со светом в конце? Или, как предположил Достоевский устами Свидригайлова, там только пауки или что-то в этом роде? Или же ничего, просто беспамятство, конец плёнки?

Посмотрим на это с другой стороны. Вызывает ли вопрос о существовании и качествах загробной жизни интерес, любопытство, страх или скуку? И вообще, задают ли люди себе такие вопросы?

Видимо, задают. Самым древним свидетельством такого рода можно считать папирусный свиток "Пер Хру", известный как "Египетская книга мёртвых" и написанный примерно 3500 лет назад. Наиболее эмоциональными составляющими этого описания являются суд Осириса над умершим, осуждение грешника и его поедание львом с головой крокодила.

суд_Осириса

Другой известный текст, "Бардо Тхёдол", или "Тибетская книга мёртвых", написанный предположительно в VIII веке основателем тибетского буддизма Падмасамбхавой, также содержит весьма впечатляющие описания переживаний умершего. Умерший, в зависимости от тяжести своей кармы, наблюдает появление серии многочисленных и ужасающих гневных богов буддийского пантеона, и если он так и не последовал наставлениям книги и не смог достичь Освобождения, то над ним Владыка Смерти совершает суд и отдаёт в руки одного из богов возмездия. Этот бог многократно пожирает умершего, который, являясь бесплотным, не может умереть, и терпит эти мучения до очередной потери сознания. Если умерший так и не достиг Освобождения путём постижения иллюзорности как всех этих богов, так и своих собственных страданий, то он рождается снова в одном из миров, продолжая своё вращение в Колесе Кармы.

владыка_смерти

В культурах, находящихся под влиянием христианской традиции, представления о посмертном пути души умершего определяются различными интерпретациями Библии. В самом писании для грешников предусмотрены два места наказания: во-первых, это ад, или чистилище, то есть своего рода следственный изолятор, где грешники ожидают суда Христа, и, во-вторых, геенна огненная, то есть горящее озеро, куда по решению Страшного Суда навечно сбрасываются нераскаявшиеся грешники. В вульгарной версии, излагавшейся церковниками для простонародья, умерший грешник немедленно попадает на вечные муки в ад, где "черти жарят его на сковородке" или "варят в котле". Более интеллектуальная версия загробного бытия души приведена у Данте в "Божественной комедии", где описаны девять кругов ада для грешников разных степеней.

ад

Однако, несмотря на пугающие предупреждения религиозных учений, страх смерти нигде в мире не занимает первого места в списке наиболее беспокоящих страхов.

В России, по измерениям ВЦИОМ, на первом месте числится страх потери близких и страх за детей (упоминают 65% опрошенных), далее идут страх свалиться в бедность или в нищету (60%), страх войны (46% опрошенных), стихийных бедствий (43%). Также сильны страхи по поводу собственной старости и страх перед агрессией каких-то "чужих".  Страх смерти не входит даже в первую десятку упоминаемых страхов, набирая около 4%. Опросы других центров общественного мнения могут давать другую расстановку видов страха и иные проценты в зависимости от региона и социального положения опрашиваемых. Например, для американцев наиболее "популярными" страхами являются страх потерять работу, страх банкротства, страх лишиться пенсионных накоплений, страх заболеть, страх впасть в депрессию... Менее обеспеченные слои населения, как правило, более тревожны, но страх смерти как таковой, видимо, слишком абстрактен, чтобы вызывать реальное беспокойство.

Но это, так сказать, "средняя температура по больнице".  У сравнительно небольшого (в процентном отношении) числа людей страх смерти вполне осязаем. И, по-видимому, этот страх более знаком тем, кто имеет возможность как-то заглянуть за последнюю грань. Многие из испытавших мистическое озарение или переживших клиническую смерть сообщают о "тёмном туннеле", "свете", "ангелоподобных существах", а также о "бесах", "злобных эфиопах", "безобразных чудовищах", "адском пламени", "огненном озере", "полях бесконечных сражений", "бесконечного бесполезного труда" и многом другом. Все эти видения надолго накладывают на их переживших сильный отпечаток. Но и в этом случае пугает не абстрактная смерть, а конкретные аспекты умирания и предполагаемых загробных мучений - пугающие образы демонов, боль разрываемой или сжигаемой плоти, затягивающая бездна, безысходность, тоска, одиночество и другие.

Здесь нас интересует вопрос, если человек по любым причинам испытывает страх перед теми или иными аспектами смерти, можно ли как-то облегчить его страдания?

Поделюсь одним эпизодом из собственного опыта. У меня есть тётушка 79 лет. Вполне позитивная старушка. Раньше она была довольно общительна, но в последнее время не выходит из дома из-за проблем с ногами, и уже лет двадцать готовится к уходу в мир иной. Разобравшись со своими мирскими делами и отдав необходимые распоряжения, она достигла заметного умиротворения и спокойствия. Тем неожиданнее для меня стала её просьба прийти: "Мне страшно", - сообщила она. "В чём дело, что случилось?" - спросил я, и она ответила: "Огня боюсь". Она в самом деле выглядела печальной и едва ли не плачущей.

Я точно знал, что у неё в жизни не было ничего травматического, связанного с огнём. По крайней мере, она никогда не вспоминала ничего подобного, хотя любила рассказывать о себе, своём детстве, юности, своих переживаниях и так далее. Она не горела, даже не видела пожара вблизи. Изредка получала на своей кухне незначительные ожоги. На пикники ходила так давно, что не могла сказать, когда это было. К кострам была равнодушна.

Выяснилось, что речь шла не об обычном пламени, а об адском: "Мучиться в огне я боюсь". Выпытывать, за какие грехи, по её мнению, она может отправиться в ад, я не стал. И убеждать, что она попадёт непременно в рай, тоже не стал. В конце концов, и рай, и ад каждый создаёт себе сам, а то, что человека эмоционально задевает, так или иначе содержится в его внутренней реальности. Даже если первоначальный толчок, вызвавший страх огня, был чисто интеллектуальным, бессознательное каким-то образом отозвалось на этот посыл и встроило его в свою картину мира. Если тётушка боится адского пламени, стало быть это абстрактное понятие нашло способ ассоциироваться с каким-то её переживанием и интегрироваться в её бессознательное.

Я предложил ей простучать этот страх, и тётушка согласилась: до этого я уже прорабатывал с ней разные её проблемы, и поэтому она уже была знакома с положительным воздействием этих техник. Я начал с самой простой установочной фразы: "Хотя я боюсь этого огня, я принимаю себя полностью и глубоко". Затем я предложил тётушке вообразить это адское пламя и вспомнить, воспроизвести свой страх перед ним, и одновременно начал простукивать её акупунктурные точки на лице и руках, приговаривая "этот огонь" и "этот страх" и напоминая о необходимости постоянно воспроизводить их в своём воображении.

Прошло не более 5 минут, и тётушка сказала, что больше не может ни вообразить огня, ни вспомнить, как он раньше выглядел в её воображении. Страх тоже куда-то испарился. Что не удивительно: интеллектуальные страхи редко бывают упорными.

С тех пор прошло уже несколько месяцев, про свой страх адского огня тётушка больше не вспоминала. А когда я как-то сам невзначай поинтересовался, она не поняла вопроса и перешла к другой теме. Надеюсь, окончив свою земную жизнь, она пройдёт свой туннель, и её встретят ангелы, а не бесы :-)


В избранное