Сам себе психолог, или Техники домашнего применения Как научиться летать
Избавление от аэрофобии и не только
Сообщение Теда Робинсона (из архива Гэри Крейга):
"Недавно мой тренинг по EFT посетила женщина лет 30, которая в ходе занятий сообщила, что страдает от сильного страха
полётов. Этот страх столь интенсивен, что иногда в салоне самолёта она кричала на стюардесс, требуя посадить самолёт, если ей казалось, что он забрался слишком высоко. Вслед за этим у неё развивалась
полномасштабная паническая атака, и она истерически плакала, пока, измотанная, не засыпала, уткнувшись лицом в иллюминатор.
Я применил обычную процедуру EFT непосредственно к аэрофобии, и мы простукивали эти и связанные эмоции целое утро, после чего женщина сообщила, что страх уменьшился, но ещё присутствует. Когда мы отправились на ланч и она, вместе с тремя другими слушателями, как обычно села в мой автомобиль, заняв место сзади, её подруга немедленно отметила, что она никогда не садилась на заднее сиденье и спросила, не хочет
ли она пересесть вперёд. Та беспечно ответила, что нет, и что ей хорошо и там. Подруга настаивала, указывая, что за 20 лет, что она её знает, она никогда не садилась сзади. Только в этот момент они обе осознали это неожиданное изменение очень старой привычки.
(Это
замечательный пример, как клиент может получить необыкновенный результат, применив EFT, и совершенно этого не заметить. В данном случае клиент напрочь забыла о своём застарелом страхе, пока ей не напомнили о том, что раньше он присутствовал - комментарий Гэри Крейга)
После возвращения мы продолжили работу над страхом полётов, пока женщина не заявила, что её на самом деле беспокоит деловая поездка, предстоящая ей
примерно через десять дней. Она сказала, что по прибытии в Сан-Франциско позвонит мне и скажет, как прошёл полёт.
Примерно через десять дней она позвонила и сообщила, что простукивалась утром перед вылетом и впервые не ожидала самого конца посадки, чтобы подняться в салон. Напротив, она села вместе с остальными пассажирами, испытывая страх силой 3 по шкале от 0 до 10, который усиливался до 4-5 во время взлёта и посадки. Она сказала, что простукивалась немного во время полёта, и дополнительно во время пребывания в Сан-Франциско, и
к моменту обратного вылета вообще не чувствовала волнения или стресса.
Напротив, она получила удовольствие от обратного полёта, хотя ей и не казалось нормальным не испытывать стресс в это время. Более того, её шеф сказал, что было приятно лететь с ней, вместо того, чтобы сидеть в постоянном напряжении.
Примерно через неделю после возвращения она зашла в мой офис, и сообщила, что впервые в жизни проехала по Кросс Айлэнд Парквэй (хайвэй с интенсивным движением в Нью-Йорке)! Этим она была изумлена даже больше, чем полётом, потому что всегда избегала этого участка, где машины
движутся бампер в бампер и где она боялась не только застрять в пробке, но и испытывала ужас попасть в ловушку, не имея возможности даже выйти из машины. Этот страх исчез, хотя он не упоминался и не прорабатывался напрямую.
Это хороший пример, как устранение одного страха часто приводит к одновременному устранению нескольких страхов."
СПРАВКА:
Аэрофобия, или боязнь полётов, обычно является симптомом других фобий, например, страха высоты или боязни замкнутых пространств. Считается, что аэрофобия проявляется после 25 лет и ею страдает около 15% взрослого населения.
Традиционное лечение аэрофобии
требует довольно много сил и времени. Оно заключается в основном в обучении пациента навыкам расслабления и контроля физиологического состояния. Необходимым этапом лечения является экспозиционная терапия - пациенту необходимо пережить в контролируемых условиях большое количество взлётов и посадок, тренируя навыки релаксации, чтобы мозг научился ассоциировать полёт с расслаблением, а не с паникой. Вместо реальных полётов на самолёте может использоваться компьютерная технология виртуальной реальности. Так или
иначе, традиционный подход требует предварительной активации страха, после чего можно приступать к отработке навыков релаксации.
Если причиной аэрофобии является наличие искажённой информации о безопасности полётов, эффективной может быть и когнитивно-поведенческая
психотерапия.