Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Эффективный интеллект. Бывают ли полезные компьютерные игры? И следующие вебинары


Добрый вечер, друзья!

Сегодня – немного про вебинары на наступающей неделе и – про занятный отдых! Внезапно – на этот раз будет про компьютерные игры.

Про вебинары, вкратце: первый будет во вторник, 29 сентября, в 20:00. Тема – гармонизация мужского и женского. Повторим (в чуть видоизменённом и расширенном виде) проработку, а также я расскажу о том, почему т.н. «мужские» и «женские» тренинги несколько, скажем так, однобоки, и какую альтернативу (уже проверенную, заметим!) я могу вам предложить.

Второй вебинар будет в четверг, 1 октября, в 19:30. И посвящён он будет теме мозга и памяти. Им я открою редизайн курса «Всесторонний интеллект». Скорее всего, это будет занятие из платной части, на которое я пущу всех, но с одним нюансом: кто уже приобрёл курс, получит запись нового занятия. Кто нет – сможет просто присутствовать, без какой-либо записи.

А теперь – про компьютерные игры.

Писать я буду про вещи, уже хорошо знакомые увлечённым геймерам. Но для тех из вас, кто от компьютерных игр далёк и испытывает изрядно предубеждение, информация может оказаться новой и полезной. Я не предлагаю вам играть самим, но, быть может, вы порекомендуете хорошую вещь своему чаду или кому-то из знакомых.

Есть такой жанр игр, которые называются «шутеры от первого лица» или, по-простому, стрелялки. Там главный герой (то есть альтер эго игрока) бегает по куче странных мест и занимается изничтожением самых разнообразных противников.

Но речь пойдёт не о шутерах, а об играх, которые внешне немного похожи, но устроены совершенно иначе.

Про вред шутеров сказано много. Есть, конечно, и альтернативные точки зрения – мол, регулярные игры такого рода тренируют реакцию, повышают наблюдательность и внимание… Но всё равно это происходит в контексте, далёком от мирного.

А вот в играх другого рода стресса нет или, по крайней мере, на порядок меньше.

Речь идёт о играх-головоломках. Это не шахматы или го, не паззлы. А очень любопытный «побочный продукт» разработки шутеров.

В общем, «классическим» разработчикам в какой-то момент надоело придумывать очередные уровни с кучами монстров, и они решили попробовать заставить игроков «шевелить извилинами». Поначалу многие – особенно маркетологи – сильно сомневались. Мол, основная сегодняшняя тенденция – это изготовление всё более простых в прохождении игр, а не усложнение… Кстати, такая примитивизация настолько приелась пользователю, что на рынке уже появилось несколько примеров заведомо сверхсложных игр сразу в нескольких жанрах.

Разработчики игрались, игрались… И в итоге решили сделать самостоятельную игру. И получилось настолько интересно, что игры «выстрелила» и в коммерческом плане тоже!

Как выглядит такая игра?

В общем-то, всё довольно просто. Вот оказываетесь вы в некоей комнате или, скажем, на площадке. И нужно пройти из одного её конца в другой, где виден выход. Но что-то этому мешает – порой просто стена, через которую не перепрыгнешь, а порой и какой-нибудь злобный пулемёт, безжалостно простреливающий конкретный сектор (кстати, в играх такого рода такие опасные зоны обычно чётко маркируются). Может это быть и какой-нибудь шарообразный вихрь, отталкивающий от себя всё приближающееся… А дальше начинается собственно игра – как расположить предметы и задействовать механизмы так, чтобы пробраться-таки в нужное место.

Вариантов много, и в каждой игре свой собственный набор «кирпичиков» - используемых механизмов и «фишек», на которых строятся головоломки.

Подобных игр не так уж много. Но три штуки мне известны.

Первая – игра Portal, или Портал (первая и вторая части). Особенность здесь – так называемая «портальная пушка». Ставите один «портал» в стене перед собой, второй – в сотне метров. И войдя в первый, выходите из второго. В игре обыгрывается применение таких порталов во всех возможных вариантах – для перемещения себя-любимого, для добычи нужных предметов и даже для того, чтобы избавиться от опасных врагов.

Вторая игра – The Talos Principle, или Принцип Талоса. Тут надо решать головоломки с проведением луча через псевдозеркальные системы, нажимать на кнопки, уворачиваться от самоходных мин, движущихся по цикличным траекториям, и даже иногда удваивать самого себя… И – внезапно – общаться с весьма любопытным компьютерным собеседником, который регулярно занимает нас вопросом – а что это ты делаешь и кто ты, собственно, такой? При этом диалоги простроены настолько мастерски, что вполне могли бы при небольшой докрутке пройти тест Тьюринга. Мне эта игра очень понравилась именно благодаря мудрёной философии, зашитой в сюжет. То есть мудрёная-то она мудрёная, но при этом диалоги интересные и на очень актуальные темы – свобода воли, проблемы выбора, повиновение или любопытство…

Третья, что мне попалась совсем недавно (я её ещё даже не прошёл целиком – сами понимаете, играю не много и не часто) – Mind: Path to Thalamus (можно перевести как Разум: путь к Таламусу, хотя лично я бы перевёл скорее как Разум: тропинки Памяти). Сюжет здесь связан с человеком, который, будучи в коме, восстанавливает целостность своего разума, выискивая воспоминания. Головоломки там самые необычные из всех, что я доселе встречал. И до них реально интересно доходить своим умом! При этом они (ну, по крайней мере до этапа, до которого я дошёл) все настолько разнообразны, что диву даюсь и снимаю шляпу перед разработчиками. А пейзажи местами настолько красивы, что хоть через кадр – на рабочий стол. Правда, эту игру я пока видел только на английском (и если у вас с этим языком плоховато, то насладиться ею в полной мере будет сложно).

Чем мне такие игры нравятся – при всей их условности они всё-таки намного ближе к ощущению реального пространства, чем многие «специальные учебные» головоломки. Опять-таки, там есть сюжет и особая среда, подогревающая интерес к головоломкам. Думается мне, подобные игры будут здорово способствовать развитию пространственного мышления и, в перспективе, даже устранению «географического кретинизма». Хотя лично по себе я судить не могу – у меня и так со всем этим весьма неплохо.

Как-то так.

Мы начинаем учиться – через игру. И почему бы время от времени разные игры не вспоминать и не позволять себе? И очень здорово будет, если это будут игры с интересным содержанием, заставляющим «пошевелить извилинами».

И ещё раз: я ни в коем разе не агитирую вас садиться за комп и увлекаться подобными игрушками. Зачем? Вы все люди взрослые и сами знаете, что вам интересно, а что – нет.

Но если вы время от времени играете, или играет кто-то из ваших близких – то обратите внимание на те названия, что я перечислил.

Удачи и прекрасного отдыха перед началом следующей рабочей недели!

С уважением и любовью,

Павел Григал.


В избранное