Эффективный интеллект. 'Отношения с родителями' сегодня и про работу памяти
Добрый день, друзья!
Сегодня – два важных объявления. Первое – напоминание про вебинар сегодня вечером («Отношения с родителями»), второе – анонс вебинара в это воскресенье. И – немного занятной информации про работу памяти и искусство своевременного повторения.
Итак, первым делом напоминание: сегодня в 19:30 состоится вебинар «Отношения
с родителями». Минимум теории (хотя некоторые из нас оную очень любят), и – максимум проработки. По сравнению с предыдущей версией объём проработки вырастет, думаю, раза в полтора-два, а глубина – раза в три-четыре.
И уже в это воскресенье, 16 августа, опять-таки в 19:30 я
проведу ещё один вебинар, который запланировал (и даже пообещал) уже довольно давно: балансировка внутренних мужчины и женщины. На нём мы поговорим про 14 архетипов, описывающих базовые женские и мужские функции, а также – само собой – проведём проработку.
Всё, с чем мы сталкиваемся, мы непрерывно забываем. И за эффективность работы памяти мы часто принимаем наборы привычек (именно так – привычек, мыслительных установок и навыков), которые помогают нам вопреки непрерывному забыванию сохранять в памяти что-то, «промаркированное» нами как важное.
Надо сказать, что забывание само по себе – вещь полезная. Без него мы не то что не могли бы
находиться в моменте здесь-и-сейчас, но и испытывали бы большие сложности в обучении, использовании абстрактных понятий, логики и многом другом. И как бы мы ни ругали свою «забывчивость» - поверьте, она нам не менее важна, чем навык вспоминания. Иначе круговерть образов из прошлого (заметим – малоуправляемая круговерть) просто не давала бы нам сосредоточиться ни на чём вообще. Но как же быть, если всё же надо что-то запомнить?
Один из ответов вам хорошо
известен: «Повторенье – мать ученья». Говорят, у этой поговорки есть и продолжение: «А зубрёжка – его могила».
В чём отличие «умного» учения от «тупой» зубрёжки?
Один из вариантов ответа – в том, что зубрёжка – это повторение без системы. А «умное» повторение – это повторение материала с таким расчётом, чтобы его
усвоение становилось всё лучше и лучше.
Ещё в XIX веке Герман Эббингауз исследовал собственную память (на примере запоминания списка не связанных между собой слов) и обнаружил интереснейшую вещь: если он регулярно повторял один и тот же список, были периоды, когда повторения, сколько бы их ни было, не улучшали и не ухудшали результат.
В ходе дальнейших исследований выяснилось, когда примерно следует повторять ключевые вехи материала, чтобы всё
наилучшим образом усвоилось: 5 секунд, 25 секунд, 2 минуты, 10 минут, 1 час, 5 часов, 1 день, 5 дней, 25 дней и так далее. Каждый последующий интервал – примерно в 5 раз длиннее. На практике, впрочем, может быть не в 5 раз, а в 4-6 раз. Итак, если вам нужно запомнить что-то короткое, то запомнили – сразу повторили, затем напомнили себе через пару минут, через 10 минут, через час, через 5 часов и перед сном (кстати, перед сном – один из важнейших моментов). Ну и так
далее.
Не очень понятно, как быть, если речь идёт о запоминании длинного материала – скажем, когда мы читаем книгу. А на самом деле практически так же, только вместо «повторения» мы внедряем «подведение итогов». То есть каждые 2 минуты, на считанные секунды оторвавшись от страницы, пробегаем в памяти ключевые моменты; каждые 10 минут – резюмируем прочитанное за эти 10 минут, и уж точно подводим итоги каждый час (или лучше 40-50 минут), возможно
– переключаясь после этого на другую книгу или другой вид деятельности.
При этом важно помнить, что мы работаем не по секундомеру, а по часам – то есть не «строго» 2 минуты, а «примерно» 2 минуты, 10 минут и так далее. Это важно, чтобы не кошмарить себе головы прерыванием на «подведение итогов» посреди предложения.
Как-то так. Красивая идея, а главное – продуктивная. Пойду-ка я в парк, почитаю там книжку
по примерно такой временной раскладке – по моим впечатлениям, это будет очень здорово способствовать повышению скорости восприятия информации.