Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! И снова о пользе чтения: отличная техника + полезная ссылка


Добрый день, уважаемые читатели!

Написать сегодняшний выпуск меня сподвигла новость, совершенно фантастическая для российской реальности: преступника, подозреваемого в ограблении, не стали сажать в тюрьму при условии, что он будет каждый день 1 час читать книги и полчаса – писать сочинения по прочитанному.

Некогда мы носили титул «самой читающей страны в мире». Но сейчас я уже не уверен, можно ли так сказать.

Как бы то ни было, упомянутое событие произошло в США. Преступнику, которому предложили столь удивительный способ перевоспитания, всего 23 года. Заметим, лобная кора нашего мозга, которая отвечает за волю и в целом контролирует наше поведение, созревает окончательно только к 25 годам. Так что у парня есть неплохие шансы существенно улучшить своё поведение.

Вот вы бы, кстати, что выбрали – сесть в тюрьму и «наслаждаться» сортиром безо всяких перегородок в решётчатом номере или же писать сочинения по полчаса в день, в остальном пользуясь полной свободой? Ну, свободой в рамках уголовного кодекса, конечно?

Думаю, выбор очевиден. Однако - будет ли это наказанием или перевоспитанием?

Конечно, многие из вас наверняка подумали – тьфу, ну о чём тут можно говорить? Разве «всего лишь» чтением можно изменить человека?

Можно, и ещё как. Конечно, главное условие – чтобы человека сам хотел измениться. А если ещё и сочинения писать…

Есть случаи из практики моих учеников, когда они, тренируя чтение определённым образом, потом вдруг ловили себя на том, что могут воспроизвести какую-то важную записку, на которую лишь один раз посмотрели. Есть случаи из практики одного из моих Учителей (именно с большой буквы – ибо уважительно), когда чтение за месяц-полтора подростка-гопника с дрянной (в лингвистическом смысле) речь превращало человека, изъясняющегося без мата и грамматически правильно, при этом, хочу отметить, аналогично менялось и поведение – подросток становился адекватнее, внимательнее, понятливее…

Чтение – великая сила. Не даром кто-то умный сказал, что «Люди, читающие книги, всегда будут править теми, кто смотрит телевизор».

А всего-то надо – читать книги. Лучше – хорошие, умные книги (а таких вполне достаточно и среди современных авторов, но если сомневаетесь – лучше берите классиков). Ещё лучше – читать системно. И совсем хорошо – не только читать, но и пересказывать. Пересказывать – так, как хотите тренироваться. Прочитали кусочек – пересказали. Полстранички для пересказа в начале вполне достаточно, чтобы понять, есть ли у вас проблемы со словесной памятью – и какие стороны своей памяти и речи вы захотите отрабатывать. Полстранички перечитали – пересказали, если есть желание – вернулись к тексту, быстро проглядели уже прочитанное, затем – следующие полстранички, пересказываем уже их… И так далее. Время от времени «подводим итоги» за большой фрагмент текста.

Отличное упражнение. Особенно хорошо, когда надо «навострить язык» для написания красивых, утончённых литературных текстов. Берёте томик Тургенева, Бунина или Набокова – и вперёд.

Кстати, с радостью рекомендую вам видеокурсы одного из лучших специалистов в этом вопросе – Ивана Полонейчика. В одном из его курсов как раз разобраны темы эффективного чтения и конспектирования:

http://rusoul.ru/gpp/read

А главное – читайте. Читайте разнообразные и хорошие книги. Чередуйте специальную литературу с литературой увлекательной (есть даже специальные техники для этого, но – позже). Если чувствуете, что чтение застопорилось – не ограничивайте себя чем-то «серьёзным и правильным», почитайте просто то, что хочется. Так я, например, «накушавшись» разных книжек про мозг и его работу, переключаюсь порой на фантастическую эпопею хорошего автора с хорошим языком. А порой и вовсе читаю подобные вещи параллельно, но об этом – позже.

Приятной практики!

Павел Григал.


В избранное