Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Цели чтения и режим занятий


 

Добрый вечер, дорогие подписчики!

Мне очень приятно было получить обратную связь по поводу тем подписки. И сегодня выпуск будет посвящён одному из самых животрепещущих вопросов, затронутых в письмах, что я прочёл.

Многие жалуются на то, что при продолжительных занятиях в какой-то момент просто перестают воспринимать материал. Ситуация знакомая, не так ли?

Но перед тем, как разбирать её, я бы хотел упомянуть другой вопрос: а реально ли запоминать всё, что читаете?

Истории известны примеры людей, едва ли не дословно помнящих тысячи книг - всё, что прочитали в своей жизни. Один американский фермер мог вспомнить, какая погода была в любой день его жизни. Но чем сильнее, чем более выдающимися были способности человека - тем дороже он за них платил

По данным, что сегодня можно почерпнуть из научно-популярных и вполне профессиональных источников, большинство людей, обладающих от рождения феноменальной памятью, имели серьёзные дефекты мозга. Скажем, один из наших мнемонистов (наших - в смысле российских, точнее - ещё советских) жаловался, что вихрь образов, которые вызывали у него любые слова (именно этот "вихрь" впечатывал всё происходящее в его память навечно), мешал ему сосредоточиться. Человек был практически лишён возможности мыслить. Другие "расплачиваются" потерей логического мышления или способностью обобщать... На самом деле, многие из них вполне устраиваются в этой жизни, и всё же я бы не захотел оказаться на их месте.

Вполне возможно, читая книгу, запоминать всё, что вам нужно. Однако если вы хотите выучить книгу наизусть целиком - это одна задача, очень ресурсоёмкая. Да, среди греков когда-то было много людей, знавших наизусть всю "Илиаду" или "Одиссею", а у христианских священников хорошим тоном является знать наизусть если не всю Библию, то по крайней мере определённые её части.

Но - зачем? Много ли вам даст знание текста пачки учебников вкупе с опечатками и мнением автора по поводу излагаемых тем?

Когда вы что-то читаете, в первую очередь держите в голове - зачем вы это делаете.

Скажем, если я читаю художественную литературу, я могу делать это ради а) исключительно удовольствия, б) улучшения моей речи (устной и письменной), в) развития памяти, г,д,е - и т.д. И в зависимости от цели я читаю книгу по-разному. В первому случае я могу проскакивать по диагонали, жертвуя мелкими деталями ради полёта по сюжету, во втором - вчитываюсь в каждую букву и время от времени прерываю чтение на смакование особенно понравившихся мне речевых оборотов, в третьем - прерываюсь на пересказ и сверку отложившегося в памяти с реальным содержанием текста... И это лишь основные варианты из целого дерева! Каждый читатель, если помнит о текущей цели и о спектре целей собственного чтения, со временем вырабатывает подобный набор приёмов.

Крайне редко мы сталкиваемся с ситуацией, когда действительно нужно запоминать прочитанный текст дословно. Если вам это действительно нужно, тогда - вперёд, изучать мнемотехнику и другие способы развития памяти!

Но в большинстве случаев из текста нужно извлечь информацию, а собственно форма текста роли не играет. Особенно это актуально для тех, кто учится. Первоочередные инструменты, которые я бы посоветовал для этого - ваши цели и интеллект-карты.

Цели в случае учебного текста превращаются в список "висящих" в голове вопросов, ради которых вы текст изучаете. Скажем, вопросов из списка тех, что могут спросить на экзамене. Нужно ли эти вопросы помнить все? Да незачем, ей-богу! Вы же читаете конкретный параграф - ну так и помните конкретный вопрос, ну плюс пару-тройку смежных! Лучше используйте прочие ресурсы мозга для составления мысленной схемы материала и максимально краткого, но ёмкого конспектирования.

А теперь - про режим занятий. Это то, на чём прогорают очень и очень многие. Особенно в период сессии.

Знаете понятие "академический час"? Ну, те самые 45 минут?

Откуда, собственно, пошла такая продолжительность урока?

Ответ связан со вниманием. Примерно 15-20 минут нам нужно, чтобы вработаться в тему и достичь пика эффективности, но примерно на 35-40 минуте занятий внимание начинает расплываться, и к 50 минуте запоминание и восприятие практически на нуле. То есть читать - читаете, вроде даже понимаете, но в голове отложится очень мало. Так что - 45 минут, потом перерыв.

Кстати, очень важно, чтобы в эти 45 минут не отрывали. Концентрация, на достижение которой требуется 15-20 минут, теряется за считанные секунды разговора по сотовому или ответов на набежавшие в аську сообщения...

Когда занимаетесь интенсивным интеллектуальным трудом, особенно если используете техники для быстрого повышения концентрации (или умеете входить в рабочее состояние усилием воли) - то лучше период сокращать до 30 минут, и делать хотя бы маленькие, но перерывы. Если работа менее напряжённая и более творческая - то период можно повышать до 50-60 минут. Я знаю, что 30-минутные интервалы интенсивной работы рекомендуются именно при учёбе (особенно в период сессии), а часовые (50 минут работы + 10 отдыха) - скорее при занятиях бизнесом.

Теперь о перерывах. Чем дольше занимаетесь, тем дольше они должны быть. Если речь идёт о занятиях в общем на 2 часа - то достаточно перерывов по 2-5 минут. Если дольше - то раз в два часа следует делать перерыв 15-30 минут, раз в четыре-пять часов - не менее полутора часов перерыва. Очень важен характер перерыва: это должно быть совершенно иное занятие. Но тут уж, думаю, сориентируетесь сами.

Существуют способы ускорить восстановление (всевозможные техники релаксации), но о них - в следующих выпусках.

На сегодня всё.

Приятной практики!

Павел Григал.


В избранное