Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
101отражение: создай НастроЙение!
ВЫПУСК 94. ТВОРЧЕСТВО КАК АСПЕКТ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
В обыденной жизни способности человека мыслить творчески уделяется непозволительно мало внимания, поскольку большинство из нас привыкли полагать,
Э. де Боно. 6 шляп мышления
На первый взгляд кажется, что творчество и повседневность не имеют между собой ничего общего. Творчество – это нечто высокое, значительное, гениальное, проявление недюжинного и редкого таланта. Но это всего лишь один взгляд на ситуацию. Попробуем посмотреть на нее с другой стороны. Что такое творчество как процесс? Это инициация и рождение чего-то нового, такого, что не существовало прежде. Фактически, творчество всегда сопровождается неким изменением, пусть даже малюсеньким. Известный эксперт в области развития креативных способностей, психолог Эдвард де Боно говорит о том же:
Как оно может проявляться? - вышивка или вязание крючком (мы создаем нечто новое, чего не было раньше, мы находимся в состоянии особенного умиротворения и потока); - шоколадный торт (если мы любим готовить, то выпечка – это отличный повод для проявления фантазии и творчества, торт может стать едва ли не произведением искусства! А сколько радости мы получим в процессе его приготовления!); - составление букетов; - новый дизайн отчетной презентации; - сложный анализ финансовых показателей рынка; - прогноз курса валют и ситуации на фондовой бирже; - фотосессия для любимого «четвероногого члена семьи»; - видеоролик о достижениях Вашей профессиональной команды; - стихи для любимой девушки (без повода, просто так J ) …. Не правда ли, перечень этот можно продолжать до бесконечности. Основным отличием творчества от прочих занятий будет увлеченность и вдохновение. Ведь творческие способности наилучшим образом проявляются, когда мы заняты любимым делом. Правду ведь говорят, что совершенства мы достигаем только в том деле, которое любим. Тогда оно полностью захватывает нас, мы не замечаем времени, а наше мастерство рождается словно бы само собой. Ведь усилия, которые мы тратим на совершенствование навыка, нас не напрягают и не раздражают…
Выражая себя в любимом деле, не обязательно ожидать гениального результата. Процесс творчества ценен сам по себе. Мы не обязаны каждую минуту создавать шедевр мирового уровня. Иначе жизнь становится пресной и бессмысленной. Кажется, что в ней не хватает чего-то важного. Не всегда, безусловно, наша профессия или наша работа совпадает с увлечением. Но мы всегда можем найти время для любимого занятия. И тогда тот поток, который нас захватит, вынесет нас на новый уровень и в добывании хлеба насущного. Творческие способности развиты у нас не в равной степени. Как и любой навык, креативность требует тренировки, как бы странно это ни звучало. Но самое главное заключается в том, что мы можем повысить уровень своей креативности за счет специальных методик. «Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является привычкой, складом ума…» Э. де Боно. Латеральное мышление. Для развития творческих способностей окружающее пространство должно быть комфортным и поддерживающим. Все должно нам благоприятствовать. Итак, что же нам нужно для проявления творчества. 1. Здоровье. Как ни банально это звучит, но когда мы плохо себя чувствуем, каждое усилие дается с трудом. Мы стараемся делать минимум из необходимого. О том, чтобы творить речь, как правило, не идет. То же самое – сильная усталость, депрессия, стресс. Поэтому, если у Вас не рождаются гениальные идеи и не получается поэма в стихах, подумайте, в таланте ли дело? Или просто вы себя чувствуете не очень для того, чтобы изыскать резервы в организме, чтобы дать Вам прилив энергии. Помните? Творчество всегда сопровождается приливом энергии! Ну, а здоровому бодрому организму гораздо легче ее найти внутри себя. 2. Знания. Если я не представляю себе, что такое творчество, как оно проявляется, как тренировать эти способности, то мой результат будет случаен. Чем больше я знаю о процессе, тем больше методик могу попробовать. И тогда результат станет закономерным. 3. Уверенность в том, что мне это надо. Согласитесь, сильная необходимость в чем-либо заставляет нас прилагать подлинные усилия и как правило, дает эффект. Если же наш интерес сугубо академический, то ждать практического результата не стоит. 4. Способность и готовность к игре. В творческом процессе не все идеи – гениальны, и не каждое произведение – шедевр. Следовательно надо уметь легко относиться к множеству попыток с неопределенным результатом, не разочаровываться и не опускать руки, если не получается с первого раза. Подход: «А что, если попробовать вот так?», - очень помогает. Но людям, излишне серьезно относящимся ко всему на свете, он покажется сложным. Креативнее всего – дети. Именно им свойственно непосредственное открытое восприятие мира, ощущение, что все вокруг - игра. 5. Открытость мышления. Всегда найдется нечто, чего мы не знаем или не умеем. Это естественно. Но тем, кто думает, что знает все обо всем, будет труднее участвовать в творческом процессе, потому что они не готовы учиться новому, не готовы схватывать нечто нестандартное и применять в жизни. 6. Поддержка ближайшего окружения. Когда со всех сторон нам твердят «Брось заниматься баловством», « на что ты время тратишь» и пр, очень трудно сохранить веру в себя. И даже если поначалу новое увлечение казалось значимым, то часто чужие суждения могут перебить его. Конечно, самое простое – не обращать ни на кого внимания J Но в жизни это удается редко. Поэтому если увлечение признается Вашими близкими, то Вам легче будет и находить для него время и Вы будете получать признание успеха от других людей, что отлично стимулирует! J 7. Цели и точки контроля. Да, даже в творческом процессе нужна определенная самодисциплина! Если все время начинать что-то новое и никогда не доводить дело до конца, то никакие способности никогда не разовьются! Поэтому очень важно ставить перд собой цель и задавать срок. Например, нарисовать пейзаж за окном в течение 2 недель или сделать завтра новый шаблон корпоративной презентации и т.д. Только видя результат, достижение за достижением, мы способны подниматься в развитии того или иного навыка. Кроме этих семи сопутствующих для развития креативности факторов, можно использовать и специальные методики.
Те же шесть шляп мышления Эдварда де Боно,
Не менее знаменита методика ТРИЗ –
Есть замечательный упрощенный пример, иллюстрирующий ТРИЗ. Предположим, что мы оказались в положении Робинзона Крузо на необитаемом острове, с которого мечтаем уплыть. Как это сделать? Чтобы покинуть свой остров Робинзон Крузо рубил огромное дерево. Лодка получилась большая и надежная, на ней смело можно было отправиться в плавание через океан. Но как спустить эту лодку на воду? Попытки сдвинуть лодку оказались безуспешными, а подведение воды к лодке требовал невероятных сил. Первое требование ТРИЗ – выяснить причины возникновения задачи. Кораблекрушение. Выбран привычный вариант попытки выбраться – по морю на лодке. Основная функция лодки – надежность в плавании, а это может обеспечить только большая лодка. Нежелательный эффект – большую лодку невозможно переместить к морю. Получаем следующие противоречия: ЕСЛИ лодка большая, ТО она надежная, НО тяжелая. И наоборот: ЕСЛИ лодка маленькая, ТО она легкая, НО ненадежная. Отсюда следует, что лодка должна быть одновременно и большой и маленькой. Но в разных периодах времени: быть большой – во время плавания и маленькой – во время перетаскивания по поверхности земли. Почему лодку тяжело тащить? Дело не в весе, а в силе трения. Возникает идея не тащить лодку а КАТИТЬ. Тащить нужно все расстояние, а поднимать только один раз! Но как ее поднять, чтобы поставить на колеса? Если бы был подъемный кран…, но он значительно усложнит систему. Т.о. он должен быть, чтобы поднимать груз, и не должен быть, чтобы не усложнять систему. Но в самом кране нас интересует только его основная функция – способность создавать подъемную силу. Нам нужен Идеальный кран – его нет, а функция выполняется! Для реализации такого крана на практике, его функции должна выполнять сама система. Т.е. Лодка должна сама себя поднять. Единственная сила, которой обладает лодка – это сила ее тяжести. Возникает новая задача: поднимать с помощью силы, которая направлена вниз. Если мысленно разделить лодку на 2 части: корма – сила, нос – объект, который нужно поднять, можно реализовать оба варианта. Но, чтобы нос поднялся, корма должна опуститься. Но куда? Мешает земля. Новая задача (более простая): выкопать яму под кормой. Чтобы меньше копать, сместим центр тяжести к корме с помощью выкапываемого грунта. Когда нос задерется, а корма опустится в яму – подставим катки, выбросим груз из лодки – и она сама на катки опустится. ГОТОВО!!! J
Или вот еще знаменитый пример возникновения новой идеи, нового подхода за счет устранения противоречия. Это всем известная история с хирургической иглой. После хирургической операции разрезанные ткани сшиваются ниткой. Но в ушке иголки нитка складывается вдвое, и это утолщение разрывает ткани, особенно тонкие. Эти разрывы затягивают процесс выздоровления больного. Как быть? Основная Функция системы – сшивать ткани Нежелательный эффект – разрыв тканей ЕСЛИ мы хотим сшивать ткани, ТО должны соединить нитку с иголкой, НО тогда образуются разрывы. ЕСЛИ мы хотим предотвратить образование разрывов, ТО не должны соединять нитку с иголкой, НО тогда не сможем сшить разрезанные ткани. В идеале иголка, нить и место их соединения должны иметь одинаковый диаметр. Одинаковый диаметр получится только при соединении «в торец». Это дорого и сложно в операционных условиях. Основную функцию выполняет нить (стоит дешевле иголки). Иголка выполняет вспомогательные функции – прокалывает отверстие и протягивает нитку. Нельзя ли убрать элемент выполняющий вспомогательную функцию? Можно, и передать эти функции основному элементу. Т.о. нитка должна быть гибкой и эластичной и так же острой и твердой (за иголку) – новое ФИЗИЧЕСКОЕ противоречие. Это противоречие можно разрешить, если принять во внимание, что свойствами иглы должна обладать не вся нить, а только ее кончик. Так был создан специальный раствор, который делал нить твердой…
Следующий вариант развития креативности – системный подход и конкретизация проблемы. Казалось бы, творческая мысль должна витать в облаках и чем дальше, тем лучше… Но на практике она все-таки призвана решить какую-то конкретную задачу. Представьте себе, что вас попросили за двадцать минут сформулировать идею для нового бизнеса. Задача поставлена более чем широко и нечетко, и наверняка вы засомневаетесь в своих силах. Обычно, получив столь расплывчатое задание, люди сдаются сразу, не пытаясь сделать хоть шаг. Что общего между роликовыми коньками и фильмами про Человека-Паука? J Они основаны на одной и той же идее. Производители взяли нечто, что нравится детям, и, усовершенствовав оригинал, предложили взрослым — в новой и более дорогой форме. На основе этой идеи были созданы шестиметровые песочные замки для корпоративных вечеринок, пейнтбол, космический туризм и многое другое. Понимая принцип, легко можно придумать, как то, о чем вы мечтали в детстве, воплотить для взрослых и продавать им за большие деньги. Главное - не только стараться раскрепоститься, отпустив мысль в свободный полет. Важно, придерживаясь привычной системе координат, выходить на новый путь. В данном случае это детство, то, что нравится, особый ключ, свободный рынок
Еще один способ тренировать креативные способности – находить идеи и нестандартные решения для стандартных, но неудобных ситуаций. В этом случае – нужно всего лишь задавать правильные вопросы! Задавая себе и другим правильные вопросы, можно делать одно открытие за другим. Один из универсальных вопросов звучит примерно так: «С каким самым большим неудобством люди мирятся,
Такого рода возможностей в мире полным-полно. Взять хотя бы розничную торговлю бензином. Какое тут самое существенное «неочевидное» неудобство? Надо ехать на заправку. Обычный автомобиль находится в дороге лишь около 500 часов в год, остальные 95% времени где-нибудь стоит, чаще всего на крупных автостоянках. Что если на такие стоянки приедет небольшая цистерна с бензином и заправит автомобили, на которых владельцы оставили флажок: «Пожалуйста, заправьте эту машину»? Спросите ради интереса любого водителя, который в холод и дождь возится с «пистолетом» на автозаправке, как ему такая идея. J
Хорошие вопросы открывают пытливому уму множество вариантов, не имеющих ничего общего с уже известными решениями, и заводят его в доселе не исследованные уголки целого мира перспективных усовершенствований.
Если вы хотите создать собственный перечень новых идей, надо всякий раз, как вас осеняет действительно, по вашему мнению, здравая мысль, спрашивать себя: «Что натолкнуло меня на нее?» Иначе говоря, применяйте принцип «обратной отмотки» к любой удачной идее.
Еще один полезный совет – развитию творческих способностей очень помогает методичность и системный подход. Если Вы решили написать роман, не надо думать, что Вы родите гениальное произведение за одну ночь. Даже очень талантливые люди крайне редко создают шедевры в результате озарения. Как правило, это всегда – уйма упорного труда, поиск наилучшего варианта, результат работы многих дней. Конечно же, вдохновение не приходит по расписанию. Но в предыдущих выпусках мы уже говорили о том, как научиться его вызывать, как входить в состояние потока, который стимулирует наше воображение и нашу работоспособность. Выпуск 62. Харизма и вдохновение http://subscribe.ru/archive/culture.psychology.nastroy2012/201208/21082844.html Выпуск 64. В поисках потока. http://subscribe.ru/archive/culture.psychology.nastroy2012/201208/28090605.html Выпуск 65. Войти в поток http://subscribe.ru/archive/culture.psychology.nastroy2012/201208/30090643.html
Если мы чем-то по-настоящему увлечены и готовы потратить время и силы, то вдохновение придет во время работы, как аппетит приходит во время еды J
Небольшая притча: У старого башмачника всегда было много работы. Однажды вечером он решил заранее подготовиться к грядущему дню: выкроил заготовки для обуви и оставил их на столе. А утром — вот чудо! — обнаружил готовые башмаки: ночью кто-то сшил их за мастера. На следующий день башмачник опять заранее сделал заготовки — история повторилась. Потом снова и снова. Старик решил выяснить, что происходит, спрятался в мастерской и стал ждать. Едва часы пробили полночь, в комнате появились гномы и начали быстро-быстро шить башмаки. Когда удивленный подмастерье спросил своего учителя, в чем его секрет, мастер ответил: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра твои дела пойдут лучше».
Кроме того, развитию творческих способностей очень помогает отказ от стереотипов, навыки рефрейминга, умение выйти за рамки привычного взгляда на вещи. Выпуск 19. Рефрейминг как инструмент успеха. http://subscribe.ru/archive/culture.psychology.nastroy2012/201203/25152410.html
Анекдот о стереотипах: Из австралийского зоопарка сбежал кенгуру. Поймали. Ну, понятное дело — сбежал, значит, через забор перепрыгнул. Старый забор сносят, ставят пятиметровый. Кенгуру опять исчез. Его снова ловят и теперь строят девятиметровый забор. Кенгуру сбегает. Его ловят, окружают пятнадцатиметровым забором. И тут верблюд из соседнего вольера спрашивает кенгуру: «Слушай, а как ты думаешь, на какой высоте они остановятся?» — «Ну, метрах на шестидесяти. А может, наконец станут ворота закрывать на ночь».
Итак, как Вы видите, для человека нет ничего невозможного. Если мы готовы учиться всю жизнь, то всю жизнь будем жить в постоянном потоке изменений, вдохновения и радости. Ведь каждое обновление, каждая новая покоренная вершина делает нас не только мудрее и опытнее, но что самое главное – делает нас счастливее и радостнее!
НАСТРОЙка недели: Я не думаю, что личность человека можно изменить. Но я полностью убежден, что если человеку дать возможность понять логику творческого мышления, то это способно оказать самое серьезное влияние на его отношение к проявлению творческих начал. Э. де Боно. 6 шляп мышления
АНОНС следующего выпуска: Сегодня много говорят и пишут о знаменательной дате – 21.12.2012. Некоторые называют ее концом света. Но откуда к нам пришла эта дата и какой смысл в нее вкладывали ее создатели – древние майя? Давайте поговорим о факторе времени о том,
С уважением, Полина Рэй PS Жду Ваши мнения, предложения по темам новых выпусков рассылки и не только! Пишите мне и заходите в гости, буду Вам рада! www.mymirror.ru, polinaray@mail.ru
© Copyright by Полина Рэй Все права защищены. Перепечатка материалов разрешена только с активной |
В избранное | ||