Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

101отражение: создай НастроЙение!


ВЫПУСК 19.

РЕФРЕЙМИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕХА

 

Выпуск  подготовлен по материалам книги
«Рецепт жизни: добавляем счастье по  вкусу»
         
http://www.mymirror.ru/book02s.php

 

Как и обещала в прошлом выпуске – несколько слов о рефрейминге.

Это достаточно широко известный метод, который применяется в различных областях – при выстраивании коммуникаций, в психологии, в мотивации персонала, в работе с конфликтами, при ведении переговоров и многих других областях.

В частности, нам он интересен тем, что с его помощью можно управлять эмоциями и повышать веру в себя.
А это, как мы помним, важные навыки для тех, кто хочет стать успешным.

Можно даже сказать, что рефрейминг – одна из стратегий, применяемых успешными людьми.

Итак, что же такое рефрейминг?

Он основан на том, что мир — всегда лишь описание мира, а потому любому человеку или событию можно придать разные значения в зависимости от точки зрения на него.
Если мне неудобно смотреть на мир через одну рамку, я могу взять другую…

Собственно, в буквальном переводе с английского, это слово как раз и означает «смена рамки».
Той, через которую мы воспринимаем мир.

Чем шире рамка, тем больше возможностей мы видим; чем уже рамка, тем сильнее мы ограничены на пути к успеху.

Это как выглядывать в щелочку приоткрытой двери и гадать, что же там в другой комнате, а потом распахнуть дверь настежь – и увидеть все пространство за нею…

Выделяют различные типы рефрейминга – например, рефрейминг ситуаций и рефрейминг личности; рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. В зависимости от типа применяемой методики мы можем получить нужный нам результат.

Тем, кому эта тема интересна, достаточно будет почитать статьи по этой тематике, и познакомиться с работой Роберта Дилтса «Фокусы языка».

Мы же сейчас поговорим о рефрейминге как о стратегии успеха.

Как  и почему смена рамок может привести от поражения к победе?

Как Вы помните из предыдущих выпусков рассылки, успешные люди обладают тремя видами навыков:

- управление мыслями;

-управление эмоциями;

- управление действиями.

Должна сказать, что все эти три составляющие тесно связаны между собой и не дают достаточного эффекта по отдельности.

Научившись осознавать свою модель мышления и управлять ею, мы можем перейти к тому, чтобы научиться управлять и своими эмоциями, а затем и реакциями.

Как обычно мы реагируем на некий свершившийся факт или событие?

1.     Мы о нем узнали  - получили информацию.

2.     Мы испытали некую эмоцию.

3.     Мы начали действовать в ответ.

 

Таким образом, наша оценка ситуации вызывает ту или иную эмоциональную реакцию, побуждающую нас действовать.Это очень важный момент.

Потому что, как только мы научимся делать паузу и осознавать момент оценки, а затем управлять ею, мы сможем контролировать свои реакции и ответные действия!

С каждым из нас многократно происходили ситуации, когда мы в пылу эмоций наговорим лишнего и сделаем нечто, за что потом будем испытывать чувство вины или стыда.

А иногда в пылу эмоций можно разрушить целую область жизни! И горькие сожаления впоследствии, как правило, не помогают. Что сделано – то уже сделано. Назад не вернешь.

Так вот, рефрейминг – это именно тот инструмент, который позволяет влиять на оценку и задавать ей верный НАСТРОЙ.

Он позволяет посмотреть на ситуацию с разных ракурсов и оценить ее более здраво, а следовательно и действовать, и реагировать в дальнейшем более взвешенно.

Итак, как действовать в сложной ситуации, чтобы получить некий полезный эффект для себя или перейти от поражения к победе?

Я предлагаю достаточно простой алгоритм из двух шагов, который реально работает на практике.

1.     Этап анализа.

- что я вижу позитивного и что негативного в этих событиях?

- какова моя эмоциональная реакция на случившееся (какую эмоцию я сейчас испытываю)?

- почему моя эмоциональная реакция именно такова?

- что я вижу полезного для себя в этих событиях?

2. Этап прннятия решения.

- для чего  и как я могу использовать эту ситуацию?

Очень важным является первый пункт этапа анализа – увидеть позитивные и негативные стороны ситуации. Именно так – начав с позитива.

Обычно мы пренебрегаем этим правилом и автоматически видим либо угрожающие, либо неприятные аспекты. И на это ставится точка. Потому что разум начинает тут же искать пути противодействия угрозе или вытеснять неприятные аспекты ситуации. Что вместо решения проблемы дает нам только стресс.

Но если, используя рефрейминг, КАЧЕСТВЕННО провести анализ, осознанно заставить себя сесть и подумать, то у ситуации непременно окажутся и новые возможности, и положительные стороны.

Небольшой пример.

Предположим, что Ваш начальник сообщил о реорганизации Компании, о том, что Вы со следующего месяца переходите на новую оргструктуру.

Шаг 1. Анализ ситуации

 - что я вижу негативного?  МЕНЯ МОГУТ УВОЛИТЬ!!!!           

(Ответ на этот вопрос возникнет автоматически, потому что сознание натренировано видеть потенциальные угрозы и неприятности, чтобы вовремя на них среагировать. Вы наверняка замечали, что мы часто в первую очередь видим именно плохое.) Если первая реакция именно такая, то можно продолжить аналих по этой линии восприятия, чтобы потом освободить сознание для анализа положительных стороно. Итак, если я думаю об увольнении, то..

- какие эмоции я испытываю? СТРАХ, ПАНИКА, РАЗДРАЖЕНИЕ.

- почему я испытываю эти эмоции? Я НЕ ХОЧУ ТЕРЯТЬ РАБОТУ!! Я НЕ СМОГУ ПОЕХАТЬ ВО ФРАНЦИЮ ЛЕТОК, КАК ПЛАНИРОВАЛА...

- что я вижу в ситуации полезного или позитивного?

Вот тут придется сделать сознательное усилие и от эмоций перейти действительно к анализу. Переключиться. Скажите своему разуму: "Ок, я поняла, что увольнение для меня нежелательно и хочу его избежать. Как мне этого достичь? Что я могу сделать?

Для этого нужно развернуть свое восприятие от эмоций к информации.

Итак, какую информацию я получила?

В Компании реорганизация и будет новая оргструктура.

Что это может означать с точки зрения логики и фактов?

При реорганизации часто идут сокращения тех позиций, которые
 «не ложатся» на новую структуру.

При реорганизации также возникают новые должности, отделы, подразделения.

Шаг 2. Как я могу использовать эту ситуацию?

Если я буду примерно понимать, какие новые должности появятся, я смогу это рассматривать как возможность для своего карьерного роста.

Как я могу получить эту информацию? Например, поговорить со своим начальником (с отделом кадров, с любым другим компетентным лицом).

Из полученной информации я могу сделать новые выводы, которые позволят мне успешно действовать. И не только сохранить работу, но возможно и подняться по карьерной лестнице.

Например, я могу предложить проект, который косвенно будет относиться к новому подразделению, и обратить на него внимание моего руководителя.

Я могу подать резюме на открывающиеся вакансии, и, используя собственную репутацию, выиграть конкурс.

На примере этой ситуации мы перешли от эмоциональной негативной реакции, которая нам не принесет успеха, к конкретному плану действий.

Пугает, как правило, неизвестность.

Но как только наше сознание получает ориентиры для будущего движения, страх проходит, и мы в состоянии действовать и достигать поставленных целей.

Собственно весь смысл этих двух шагов заключается в том, чтобы:

1.     Увидеть максимально много ракурсов / сторон происходящих событий.

2.     Переключиться с эмоций на выбор цели и планирование собственных действий.

Как показывает опыт, обдуманные действия всегда лучше, чем плохо осознаваемая и плохо контролируемая эмоциональная реакция.

Можно ворчать сколько угодно, ругать работодателя (как в нашем примере), рыдать в ожидании неминуемого увольнения. А можно понять, каким образом эту ситуацию применить к достижению собственных целей.

Самое главное, что мы сделали в этом процессе – это переключили свое внимание на поиск возможностей, то есть «сменили рамку», через которую смотрели на ситуацию изначально.

Это – простейший пример применения рефрейминга.

Вообще говоря, рефрейминг отлично помогает менять оценку события и за счет этого выбирать свою реакцию на него.

Давайте еще раз вспомним, что такое оценка?

Я сегодня пришел на работу в 09:10это ФАКТ.

Я сегодня опоздал на работу – это ОЦЕНКА.

На факт мы реагируем не всегда. Часто просто принимаем к сведению. А вот оценка влечет за собой цепочку рассуждений и реакций.

«Опоздал - какой ужас! - заметил ли это кто-нибудь? – скажет или не скажет начальнику?- как объяснить, чтобы не уволили? -…».

Побежали мысли – мы вслед за ними понеслись что-то делать.

Что дало стимул к действиям  и цепочке мыслей?

ОЦЕНКА: опоздание = плохо.

Оценка событий происходит у нас постоянно, автоматически.

И зачастую столь же автоматически, бессознательно, мы получаем порции тех или иных эмоций, под влиянием которых реагируем и действуем.

Неправильная оценка ситуации приведет к неэффективным действиям.

А неправильная самооценка, например, приведет к потере веры в себя, к негативному настрою, и возможно, к неудаче.

Как можно «сменить рамку», глядя на себя самого?

Наша самооценка (а вместе с нею и вера в себя) очень зависит от восприятия своих достоинств и тех качеств, которые мы относим к категории недостатков.

Чем больше мы сосредоточены на слабых сторонах, тем сильнее они «вылезают» наружу.
Чем больше мы развиваем свои сильные стороны, тем быстрее достигаем успеха.

Но если некий «недостаток» просто не дает покоя, что же с этим делать?
Посмотреть на него с другой стороны! Сменить рамку восприятия!

 

Простое упражнение.

Давайте возьмем лист бумаги и согнем его пополам.
Вверху напишем 2 качества, которые мы привычно относим к категории «недостатков». Например,

Я «сова» и мне трудно вставать рано утром,

У меня нет диплома о высшем образовании

Теперь перегнем лист «домиком» и напишем, в каких ситуациях наш «недостаток» полезен, может стать достоинством, или совершенно не оказывает негативного влияния на жизнь в целом.

Я «сова» и мне трудно вставать рано утром ЗАТО вечером я могу работать допоздна, и самые креативные идеи приходят ко мне именно вечером! Значит, я могу работать в ночных и вечерних графиках, которые обычно выше оплачиваются! Или качественно выполнить срочную работу к утру! Я могу совершить настоящий прорыв в своей профессии, благодаря активизации творческих способностей в вечернее время.

У меня нет диплома о высшем образованииЗАТО я много занимаюсь самообразованием и обладаю практическими навыками в своей профессии! Альфред Уоллес[1] закончил учиться в 14 лет. И это не помешало ему стать выдающимся ученым своего времени! Точно также шесть классов образования не помешали Томасу Эдисону изобрести фонограф. Мое самообразование только в моих руках. Когда мне потребуется диплом, я поступлю в высшее учебное заведение. Главное – намерение и твердая цель. 

А теперь посмотрите – так ли все плохо, как Вам казалось до сих пор?
Не правда ли, «смена рамки» меняет НАСТРОЙ?

Итак, грамотно применяя рефрейминг, мы можем влиять на веру в себя, повышая шансы на успех, и можем научиться видеть в происходящих событиях больше полезных возможностей!

Мыслить в категориях возможностей можно лишь тогда, когда Вы эти возможности начинаете реально замечать…

Рефрейминг помогает думать в категориях успеха и возможностей, даже если обстоятельства вынуждают опустить руки. Это может проявляться как в глобальных вещах, так и в бытовых мелочах.

Концентрируйтесь на поиске решения, а не на проблеме.

Любая проблема имеет решение. И даже не одно, а множество.

Если мы сосредоточены на решении, а не на перемалывании сути проблемы, то оно обязательно найдется.
Поражение не связано с обстоятельствами или внешними ограничениями.
Оно связано лишь с умением делать максимум из того, что возможно, максимально использовать все пути и видеть возможности. Тренируйте свое сознание! Настраивайтесь на решение!

Когда NASA начала запускать в космос людей, те обнаружили, что ручки не пишут в условиях невесомости. Чернила просто не перетекают на бумагу. Чтобы решить эту проблему, NASA наняла Andersen Consulting (ныне Accenture). Фирме потребовалось 10 лет и  12 млн. долл. для решения проблемы. В конце концов они разработали ручку, которая писала в невесомости, на потолке, под водой, практически на любой поверхности, включая кристаллы, и в температурном режиме от -10ºС до +300ºС. А как эту проблему решили русские?  Русские просто использовали карандаш! J

Единственные реально существующие границы –

те, которые человек устанавливает себе сам.

Наполеон Хилл. Думай и богатей.

 

НАСТРОЙка недели:

Очень яркий пример применения рефреминга из судебной практики – это одна из историй о нашем русском адвокате прошлого века Ф.Н. Плевако.

Однажды Федор Никифорович Плевако(1813-1902) участвовал в защите старушки, вина которой состояла в краже жестяного чайника стоимостью 50 копеек.

Прокурор, зная, кто будет выступать адвокатом, решил заранее парализовать влияние речи защитника, и сам высказал все, что можно было сказать с пользу подсудимой: бедная старушка, нужда горькая, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость.

Но собственность священна, и если позволить людям посягать на нее, страна погибнет.

Выслушав прокурора, поднялся Плевако и сказал: «Много бед и испытаний пришлось перетерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, поляки, татары. Двенадцать языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… старушка украла чайник за пятьдесят копеек.

Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.»

Старушка была оправдана.

 

АНОНС следующего выпуска:

Как Вы помните, мы обсуждали, что степень успешности человека и уровень его личного счастья определяется тремя навыками, которые в совокупности обеспечивают любому человеку значительное преимущество.

Три навыка успешных и счастливых людей:

- управление мыслями (выпуски 9,11,13,14,15,16,18,19);

- управление эмоциями (выпуски 22-30);

- управление действиями.

Из этих трех слагаемых вырастает жизненный успех.

Про управление мыслями мы немножко поговорили и еще вернемся в будущих выпусках.

А вот тему эмоций начинаем прямо сейчас.

Конечно же, на паре страниц всего, что полезно знать об эмоциях, не расскажешь.

Поэтому – для начала сосредоточимся на базовых темам в девяти ближайших выпусках:

№ 1 . Что такое эмоции? Современные исследования и чем они нам полезны.

№ 2. Эмоциональный интеллект. Что от него зависит?

№ 3. Управление эмоциями.

№ 4. Как создать НАСТРОЙение.

№ 5. Эмоции и карьера.

№ 6. Счастье с точки зрения эмоций.

№ 7. Счастье как лекарство от неудач.

№ 8. Восприятие: разность или сумма.

№ 9. Живи в… WWW!

 

Выпуск  подготовлен по материалам книги
«Рецепт жизни: добавляем счастье по  вкусу»
         
http://www.mymirror.ru/book02s.php

 

С уважением, Полина Рэй

PS Жду Ваши мнения, предложения по темам новых выпусков рассылки и не только!          

 Пишите мне и заходите в гости, буду  Вам рада! www.mymirror.ru

       

Copyright by Полина Рэй

Все права защищены. Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на сайт автора



[1] Альфред Уоллес – известный ученый-натуралист, давший научному миру идею естественного отбора и подтолкнувший Чарльза Дарвина к созданию знаменитой теории видов


В избранное