Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Голос-логос жизни

  Все выпуски  

Голос-логос жизни


16.03.2012. Выпуск №17

 

Блаженство состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью. Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

 

Голос в романе  Л.Н.Толстого «Война и мир»

Том II

Продолжение

Суть пения. У дядюшки после охоты.

В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и располо­житься как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившеюся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя язы­ком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором видне­лись ширмы с прорванными занавесками. Из-за ширм слы­шался женский смех и шепот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своею сестрой); Наташа подмигнула брату, и оба удерживались недолго и звонко расхохота­лись, не успев еще придумать предлога для своего смеха.

  Так-то вот и доживаю свой век... Умрешь, — чистое  дело марш —- ничего не останется.  Что ж и грешить-то!

Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это.

… Отворите-ка   дверь-то, — крикнул   он. — Что   ж   затворили! — Дверь   в   конце   коридора   (который   дядюшки  называл  колидор)   вела   в   холостую   охотническую:   так называлась людская для охотников.  Босые ноги быстро зашлепали, и невидимая рука отворила дверь в охотниче­скую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл,  очевидно, какой-нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно          прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.

  Это у меня мои Митька кучер... Я ему купил хоро­шую балалайку, люблю, — сказал дядюшка. — У дядюшки было  заведено,  чтобы,  когда  он приезжает с охоты, в холостой — охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.

  Как  хорошо!   Право  отлично, — сказал  Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.

  Как отлично? — с упреком сказала Наташа,  чув­ствуя тон, которым сказал это брат. — Не отлично, а это                                                                 

прелесть что такое! —Ей также как грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня каза­лась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.

  Еще,  пожалуйста еще, — сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюш­ка сидел и слушал, склонив голову набок с чуть заметною улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настроивали ,  и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру…

  Вот в этом колене не то делает, — вдруг с энергиче­ским жестом сказал дядюшка. — Тут рассыпать надо — чистое дело марш — рассыпать.

  А вы разве умеете? — спросила Наташа. Дядюшка не отвечая улыбнулся.

  Посмотри-ка,   Анисьюшка,    что   струны-то   целы, что ль, на гитаре-то? Давно уж в руки не брал, — чистое дело марш! забросил.

Анисья Федоровна охотно пошла своею легкой посту­пью исполнить поручение своего господина в принесла гитару.

Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль, костля­выми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял одни звучный, чистый аккорд и мерно, спокойно, по твердо начал весьма тихим темпом отделынать извест­ную песню: По у-ли-и-ице мостовой. В раз, в такт, с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало все  существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и, закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть-чуть что-то смеялось в его лице, с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что-то.

  Прелесть, прелесть, дядюшка! еще, еще! — закри­чала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с ме­ста, обняла дядюшку и поцеловала его. — Николипька, Николинька! — говорила   она,   оглядываясь  на  брата  и как  бы спрашивая  его:  что  же  это  такое?

Николаю тоже очень правилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из-за ней еще другие лица... «За холодной ключевой, кричит девица, постой!» играл дядюшка, сделал опить ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечам».

  Ну, ну, голубчик, дядюшка, — таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого.  Дядюшка встал,  и как будто в нем было два человека, — один из них серьезно улыбнулся над весель­чаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.

  Ну,   племянница! — крикнул  дядюшка,   взмахнув к  Наташе  рукой,  оторвавшею  аккорд.

Наташа сбросала с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воз­духа, которым она дышала — эта графинечка, воспитан­ная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, не­подражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась тор­жественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослези­лась, глядя иа эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.

~- Ну, графипечка, — чистое дело марш! — радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. —Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать,— чистое дело марш.

__ Уж выбран, — сказал, улыбаясь,  Николай.

  О? — сказал удивленно дядюшка,  глядя вопроси­тельно на Наташу. Наташа с счастливою улыбкой утверди­тельно кивнула  головой.

  Еще  какой! — сказала   она.   Но  как   только  она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств под­нялся в ней. «Что значила улыбка Николая, когда он ска­зал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы все понял. Где он теперь?» подумала Наташа,  и лицо ее вдруг стало серьезно.  Но это продолжалось только одну секунду.  «Не думать, не сметь  думать  об  этом»,   сказала  она  себе  и,   улыбаясь, подсела  опять  к  дядюшке,  прося  его сыграть  еще что-нибудь.

Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.

Как со вечера пороша

                                                Выпадала хороша...

Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заклю­чается только в словах, что напев сам собой приходит к что отдельного напева не бывает, а что напев — так только, для складу. От этого-то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. (самое важное место в романе для понимания сути пения –выделено мною В.Б.) Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться па арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне…

  Прощай,  племянница дорогая! — крикнул из тем­ноты его голос,  не тот,  который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша»…

Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей я усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.

  Поймала? — сказал Николай…

И   Николай   услыхал   ее звонкий,  беспричинный,  счастливый смех.

__ А   знаешь, — вдруг   сказала   она, — я   знаю,   что

никогда я уже не буду так счастлива, спокойна, как теперь.

 

Практика возрождения природного голоса.

Продолжение урока 3

Упражнения в интонировании

Упражнение 4. Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон поднимается, затем опускается и снова поднимается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать:”Ба-ю-бай”. Свободная рука плавно двигается на счет 1-2-3 по любой удобной траектории.

Выполнение

Делаем  примарный  тон и тут же  тон голоса выполняет укачивание ребенка в колыбели на счет 1-2-3. Напоминаю, что примарный  тон – это центральная нота (тон) вашего голоса. Это и есть ваш природный голос.

 Мысленное произношение, количество повторений не ограничено. Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта.

Упражнение 5. После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на повышение тона. Мысленно можно проговаривать: “Ба-ю, ба-ю, ба-ю, бай”. Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта

Свободная рука плавно двигается на счет 1-2-3-4-5-6-7 по любой удобной траектории.

Выполнение. Мысленное произношение, количество повторений не ограничено.

  Делаем  примарный  тон и тут же  тон голоса выполняет укачивание ребенка в колыбели на счет 1-2-3-4-5-6-7.

Это и предыдущее упражнение чрезвычайно полезно для будущих мам на любом месяце беременности. Здесь работает принцип: чем раньше, тем лучше. Эти исследования мною были начаты в 2001 году в институте Д.ОТТО в Петербурге. На эту тему я делал доклад «Мать и дитя – идеальный вокальный дуэт» на международной конференции в этом же институте в 2002 году. Одна из моих учениц начала практические занятия с будущими мамами. Перспективы этих работ – фантастические.

Упражнение 6. Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: вдох, а-а-а-а, вдох, а-а-а-а и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд - и голос будет настроен. Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта. Это упражнение копия упр.1, но увеличенное в 4 раза.

(Заимствовано из русской народной песни «Вдоль по Питерской» в исполнении Ф.И. Шаляпина.)

Свободная рука выполняет  4 раза жест, смысл которого: “Подойдите!”.

То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения. Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона).

Выполнение. Мысленное произношение, количество повторений не ограничено.

 Делаем  примарный  тон и тут же  тон голоса выражает интонацию просьбы звуками а-а-а-а.

 Все эти упражнения очень полезны для разработки резонансной системы голоса.

 Это упражнение имеет условное название «экспресс-настройка». Если вы овладели речевым курсом, то перед выступлением можно проделать два-три раза эту настройку и голос будет в норме.

Общее время выполнения 6 упражнений - 15-30 мин.

Подведем итог важнейшего урока.  От его результатов многое зависит в последующих упражнениях.

Предварительное установление примарного тона – это своего рода настройка инструмента. При соединении его с интонационным сигналом  важно следить, чтобы  оба сигнала не разрывались. Они должны сливаться в единый сигнал незаметно, без «швов».

На будущее запомним, что предварительно  необходимо настроить «примарный тон». 

Введение примарного тона в  упражнения надо чередовать  в удобных для вас последовательностях. Вначале примарный тон должен предшествовать в 80% случаев. По мере практики доведите до 20-10%.  Здесь многое зависит от поставленных целей. Результатов можно достичь и без употребления примарного тона в качестве настроечного сигнала.

О НАСУЩНОМ

Москва 14-15 апреля 2012 11.00-19.00.

 Адрес: ул. Каланчевская 15, 3 мин. ходьбы от  ст.м. «Красные ворота»

Мастер – класс Владимира Багрунова Возрождение Природного Голоса

По окончанию мастер-класса ученики 1 ряда  получат преподавательские  сертификаты и годовые лицензии на преподавательскую деятельность.

Цены: Стоимость курса:  первый ряд -10 тыс. руб. второй ряд - 6 тыс.руб.

При предоплате  2 тыс. руб., цена 8 тыс. и 4 тыс. руб.

Варианты предоплаты:

1. На яндекс-деньги. Счет: 41 00 11 22 39 04 94

2. На карту СберБанка: Сбербанк Maestro  63900255 901496670 VLADIMIR BAGRUNOV

3. Оплата на счет "Альфа-Банка":

    Реквизиты получателя-физического лица Клиента ОАО "АЛЬФА-БАНК" РУБЛИ

    Банк получателя ОАО "Альфа-Банк" г.Москва

    БИК 044525593 К/с 301018100000000593

    Наименование получателя: БАГРУНОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

    Текущий счет получателя: 40817810804730023566

 Запись на мастер-класс и справки:

bagrunov@gmail.com  +7 911-973-05-25

Последние новости на моем сайте www.bagrunov.ru   

  занятия скайпу:   bageon 1945

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 

 


В избранное