Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Голос-логос жизни

  Все выпуски  

Голос-логос жизни


02.03.2012. Выпуск №15

«Только тот способен на великие деяния, кто живет так, словно он бессмертен».

Вовенарг Люк де Клапье (1715-1747 гг.)

Французский мыслитель, эссеист, моралист.

 Голос в романе  Л.Н.Толстого «Война и мир» (продолжение)


Наташа о самой себе от лица мужчины

…и воображая, что  это говорит про нее какой-то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина... Все, все, что в ней есть, — про­должал этот мужчина, — умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, — плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную из фразу из Керубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйтя иа комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где все было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по-другому.

Волшебство пения Наташи

Кроме законов учтивости, по которым ему нужно было быть у Ростовых , князю Андрею хотелось видеть дома эту осо­бенную, оживленную девушку, которая оставила ему при­ятное воспоминание.

Наташа одна из первых встретила его. Она была в до­машним синем платье,  в котором она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном. Она и все семейство Ростовых приняли князя Андрея, как старого друга, про­сто и радушно. Все семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из пре­красных, простых и добрых людей. Гостеприимство и доб­родушие старого графа, особенно мило поразительное в Пе­тербурге, было таково, что князь Андрей не мог отказаться от обеда. «Да, это добрые, славные люди", — думал Бол­конский, — разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того,  чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни,   прелестная девушка!»

Князь Андрей чувствовал в  Наташе присутствие со­вершенно чуждого для него, особенного мира, преиспол­ненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне, в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже бо­лее не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, всту­пив в него, находил в нем новое для себя наслаждение. После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к кдавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с ламами, и слушал ее. В середине фразы "князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу,  и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он   готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?.. О своих надеждах на будущее?.. Да и нет. Главное,  о чем ему хотелось плакать,  была вдруг живо созданная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем,  и чем-то узким и телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противоположность томила и радовала его во время ее пения.

    Только что Наташа кончила петь, она подошла к нему и спросила его, как ему нравится ее голос? Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала, поняв, что этого не надо было спрашивать. Он улыбнулся, глядя на нее, и сказал, что ему нравится ее пение так же, как и все, что она делает.

Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. Он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать. Он то, зажегши свечку, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бес-сонницей: так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет божий. Ему и в голову не приходило, чтоб он был влюблен в Ростову: он не думал о ней; он только воображал ее себе, и вслед­ствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете. «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми ее ра­достями открыта мне?» — говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собой, что ему надо заняться вос­питанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, ви­деть Англию, Швейцарию, Италию. «Мне надо пользоваться своего свободой, пока так много в себе чувствую силы в молодости, — говорил он cам себе. — Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мерт­вым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», думал он.

Сцена  прощания Наташи и князя Андрея

Красная и взволнованная, с сухими глазами она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтож­ными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, послед­ний  раз поцеловал ее  руку.

Не уезжайте! — только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться, и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: «Ах, зачем он уехал!»

Но через две недели после его отъезда она так же нео­жиданно для окружающих ее очнулась от своей нравствен­ной болезни, стала такая же, как прежде, но только с из­мененною нравственною физиономией, как дети с другим лицом истают с постели после продолжительной болезни.

 

Практика возрождения природного голоса.

Урок 3.

Интонирование (суть голоса)

Общие указания

В упражнениях третьего урока мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном - в том, что звук не связан с физическими усилиями, - мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон также без физических усилий, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе, пускай он будет еле-еле слышным, а об открытии “ второго рта”, о расслаблении произвольной мускулатуры тела, о малом, поверхностном дыхании и не забываем, что оно обеспечивается поджатием живота.  Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.

Помним о  4 положениях рта (три подготовительных и одно основное) и рук.

При всех положениях рта внимание сосредоточено на том, чтобы не допустить физического напряжения в первую очередь гортани. Живот поджат всегда.

Урок начинаем с упражнений по открытию “второго рта” -1-2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона - 2-3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.

После  установления  примарного тона мы будем его   соединять  его  в одно целое с интонацией. (В первом издании самоучителя интонирование начиналось сразу, без примарного тона. Сейчас я считаю полезным включить предварительно примарный тон.)

 Для того, чтобы понять для чего это необходимо прибегнем к  аналогии. Все слышали работу двигателя автомобиля или самолета и др. Вначале двигатель разогревается на оптимальных оборотах, затем постепенно добавляется газ и двигатель также постепенно переходит на высокие обороты. Это делается, чтобы обеспечить длительную работу двигателя.  Также и с голосом. Вы уже догадались, что примарный тон для нас будет «разогревом голоса», для улучшения качества  интонации. Примарный  тон – это наиболее удобные «обороты двигателя» нашего голоса.  Поэтому в начале обучения  целесообразно запустить примарный  тон, а затем, отталкиваясь  от него выполнять основное упражнение.  

Мы должны всегда помнить, что  примарный тон это наш эталон, на  который мы всегда должны ориентироваться. Это центральный тон нашего голоса, его «мясо». Каким бы высоким или низким ни был издаваемый нами звук, примарный тон («мясо»)  должен в нем присутствовать.  Это позволит сделать нам свой голос красивым и монолитным. Без регистров. Как это было у Шаляпина.

Упражнения в интонировании.

Минимальное время выполнения каждого упражнения - 1 минута.

Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во “второй нос” и делаются всегда в четырех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый,с закрытым носом, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение.

С этого момента начинается постижение актерского мастерства, которое основано в первую очередь на воображении. С 3-го урока подключается ТРЕТИЙ СЕРЕТ НАСТРОЙКИ ГОЛОСА (ИНТОНАЦИЯ). Он будет запускать, и  формировать качество звука. Чтобы это проходило эффективно надо вообразить себя артистом, действующим  по Системе Шаляпина.

Ко всем упражнениям надо подходить как к театральным этюдам.

Напомню принципиальное отличие системы Шаляпина от системы Станиславского. По Станиславскому вы действуете за счет своих  физиологических ресурсов. То есть вы сами все должны переживать, как герой, которого вы изображаете. В простейших ситуациях это не наносит вреда здоровью. Но когда идет изображение трагических сцен, то это часто приводит к нервным срывам и даже смерти.

По Шаляпину вы действуете только за счет игры воображения и представления. Вы полностью контролируете все свои действия, и тогда ваш голос будет свободным, красивым и интонационно богатым. Напомню, что в приложении Система Шаляпина дана по книге В.Л. Дранкова «Природа таланта Шаляпина».

 Этюды, разыгрываемые нами в упражнениях доречевого уровня и в междометиях,  назовем «В больничной палате».

 Надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничной палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только звуки. Всё ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.

Общие правила при выполнении этих упражнений:

темп упражнений - удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Меняйте темпы от очень медленных к медленным.Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья (больше вибраций – больше здоровья). Учитесь ощущать полную свободу: звук идет, а вы, как бы ни причем. Гладкую мускулатуру, напоминаю, мы ощущать не можем. На тренингах я привожу такое сравнение: Раньше всю работу вы делали самостоятельно. К тому же  надо было платить врачам и др. В лотерею вам повезло. Приз высший: бесплатные работники по вашему выбору на всю оставшуюся жизнь. Это и есть природный голос.

 

Напоминание: после 15 мин. надо делать перерыв не менее 3-х минут.

Перед выполнением интонационного сигнала  устанавливаем  примарный  тон и соединяем его на одном дыхании с интонационным  сигналом. 

Упражнение I. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между “а-а” и “о-о”). Ведущая  рука на груди, другая рука жестикулирует в соответствии с интонацией.

Свободная рука выполняет жест, смысл которого: “Подойдите!”.

То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения.

Выполнение.  Делаем  примарный  тон и тут же  тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Все звуки на одном выдохе.

Это, как и последующие  упражнения, выполняем  в закрытом, полузакрытом с закрытым носом и открытом положениях рта.

 

Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов “не то, не то”, похожий на “э-а”).

Выполнение.  Делаем  примарный  тон и тут же  тон голоса

идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Все звуки на одном выдохе. Свободная рука плавно двигается в ритме голоса. Повышение тона в одну сторону, при понижении  тона двигается обратно до исходного положения. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта.

О НАСУЩНОМ

Центр «Другой Мир» по всей вероятности вскоре закроется, так как хозяин помещений (Химический институт с труднозапоминаемым названием) прекращает аренду. Поэтому намеченный на 3-4 марта мой мастер-класс переносится на территорию моего заместителя Олега Орлова.

17-18 марта 2012.(11.00.-19.00) Санкт-Петербург, ул. Метро «Петроградская», ул. Малая Посадская, д.17А

Мастер-Класс «Возрождение природного голоса».

Ведущие: Владимир Багрунов и его заместитель Олег Орлов.

Группа (не более 16 чел.) разбивается на две равные части, из которых первая занимается по специальной программе настройкой резонаторов (своего рода активный отдых), а вторая выполняет упражнения. Каждые 15 мин. группы сменяют друг друга.

Цена: 6 тыс. руб.

При предоплате: 1.5 тыс.руб. цена 4,5 руб.

Варианты оплаты:

1. На яндекс-деньги, cчет: 41 00 11 22 39 04 94

2. На карту СберБанка: Сбербанк Maestro  63900255 901496670 VLADIMIR BAGRUNOV

3. Оплата на счет "Альфа-Банка":

Реквизиты получателя-физического лица Клиента ОАО "АЛЬФА-БАНК" РУБЛИ
Банк получателя
ОАО "Альфа-Банк" г.Москва
БИК 044525593 К/с 301018100000000593
Наименование получателя:
БАГРУНОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ
Текущий счет получателя:
40817810804730023566

Запись и справки:  bagrunov@gmail.com +7 911-973-05-25
bogatyr-1987@yandex.ru+7 952-359-80-33

Последние новости на моем сайте www.bagrunov.ru 

  занятия скайпу:   bageon 1945

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное