Выдержка - это такое время, во время которого свет воздействует на матрицу фотоаппарата. Кстати, есть ещё такое определение, как время экспонирования, которое означает время, в течение которого затвор фотоаппарата открыт для получения кадра.
Если доступ света начинается и
прекращается одновременно по всему полю изображения, то выдержка
совпадает с временем экспозиции. При использовании шторного или
обтюраторного затвора время экспозиции может многократно превышать
выдержку. Но эта фигня нас не особо должна волновать, потому что в
современных цифровых фотах эти цифры обычно совпадают, а если у кого-то
не совпадают, то они могут поподбирать, что им нужно, руководствуясь
советом из прошлого выпуска :Р
Во многих современных фотоаппаратах используется стандартная шкала
выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1
секунды) числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем:
8000 (1/8000 c)
4000 (1/4000 c)
2000 (1/2000 c)
1000 (1/1000 c)
500 (1/500 с)
250 (1/250 с)
125 (1/125 с)
60 (1/60 с)
30 (1/30
с)
15 (1/15 с)
8 (1/8 с)
4 (1/4 с)
2 (1/2 с)
1 с
2 с
Понятно, что чем больше знаменатель,
тем на меньшее время открывается затвор. Меньше, чем на мгновение
(которое мы сами можем уловить). Соседние значения выдержки изменяют
время экспонирования ровно в два раза, а соответственно количество
нашего света /о да мы присвоили себе етот свет такие мы плохие
отрезатели видимой световой реальности+)/.
А теперь немного о грустном. Многие
мыльницы и некоторые зеркальные камеры обладают дурацким недостатком,
заключающимся в том, что перед каждым следующим кадром необходимо
ждать, пока предыдущий запишется в память камеры /вот реальный сакс
ваще ваще >_</
У каких камер задержка больше
Ну конечно же те, у которых встроенный
буфер памяти очень небольшой или совсем отсутствует. Именно от его
размера зависит скорострельность фотоаппарата. Можно немножко исправить
ситуацию, фотографируя в формате jpeg, чтобы задержка спуска не сильно
мешала скорости съёмки.
Может у некоторых возникнет немного
туповатый вопрос "А почему бы и нет? Я всегда снимаю в jpeg". А вот
потому что это такой уже переработанный сжатый формат, который
несколько загубит наши кадры, а так же урежет нам возможности
последующего редактирования фото. Но для тех, кто снимает на мыло, это
может быть единственным вариантом, так как их камеры могут быть даже не
знакомы с форматами raw и tiff. Ну вернее скорей всего мельком знакомы,
но очень не хотят с ними общаться, сохраняя всё в jpeg, потому что
такие вот они дешёвые упёртые зануды :Р
Решающий момент
Но самое главное качество настоящего фотографа почти не зависит от скоростных параметров камеры. Оно приходит с опытом и заключается в интуитивном знании момента,
когда нужно нажать спуск, - в "тот самый момент".
Для тех, кто не обладает такой вот
интуицией можно предложить судорожно щёлкать сотни кадров, пока они не
загрузят свою флешку до отказа, а оптом среди них искать хороший кадр.
Хотя, вот кстати многие даже профессиональные фотографы могут сделать
огромные кучи постановочных кадров, а выберут среди них всего один для
какой-нибудь рекламы или ещё чего-то там.
Движение камеры
Ну так вооот. Тема у нас не совсем про
это, а про выдержку, так что продолжим) Частенько причиной нерезких
снимков является именно то, что выдержка поставлена достаточно долгой,
а мы при этом ещё дёргали руками или какими-то другими органами,
которыми держат камеру /просто не знаю может какие-нибудь осьминоги
тоже читают ету рассылку, спешиал фор зем замечание/, а вовсе не потому
что мы так неудачно сфокусировались, что получили размазню. Ну да
размазня бывает разная, дадада+)
Наиболее часто с таким явлением
сталкиваются владельцы компактов, когда при недостатке света им
приходится ставить большие выдержки, а так же чуваки, старающиеся
поймать картинку при максимальном зуме или телеобъективом (про
объективы будет следующий выпуск, кстати).
Решением проблемы может быть:
а) штатив
б) использование вспышки
в) увеличение значения светочувствительности (это не так круто, потому что увеличится зернистость)
г) возможно какие-то лекарства от судорог и прочие успокаивающие препараты
Короткие и длинные выдержки
При короткой выдержке удаётся
запечатлеть мгновенные моменты действия. Это наш выбор при съёмке
спортсменов, детей, прочих животных и дёрганых существ. В этих жанрах
не менее важным является выбор правильной точки съёмки.
Движущиеся объекты следует снимать под большим углом, чтобы в кадре остался след движения.
На зеркальных камерах обычно есть режим
с буковкой "В", когда можно выставить сколь угодно длительную выдержку
или она будет продолжаться до тех пор, пока мы держим кнопочку. При
этом движущиеся источники света на фото превратятся в световые полосы,
а статичные объекты остаются такими, как есть. Это даже такая техника
съёмки есть со световыми кистями. И при такой съёмки лучше не дёргать
ни руки, ни штатив :Р
Ещё эта техника часто используется для
съёмок различных зданий, чтобы сконцентрировать внимание на
особенностях архитектуры, превратив проходящих мимо людей в призраков.
Для снижения уровня света в целях
избежания переэкспозиции при длительных выдержках очень часто
используются нейтральные светофильтры кратностью от 2х до 8х.
Кстати, эффект нерезкости можно имитировать в фотошопе группой фильтров размытия (Blur).
Проводка
Техника съёмки с проводкой (Panning)
очень популярна при съёмке авто- и мотоспорта (хотя частенько там
выручает именно фотошопный motion blur). Приём такой съёмки заключается
в следовании за объектом. И тут важна даже не практика, а чаще всего
банальное везение.
Просто ведём камеру за объектом и получаем нечто такое размазанное, как нам хотелось.