ПроФото Выпуск №1. Перестаём снимать в режиме Auto. Экспопара.
Я очень долго думала, с чего же начать рассылку: с начального описания параметров фототехники, о том, какие фотографии лучше выглядят композиционно и по цветам или всё-таки с использования фотоаппарата? Решив, что эта рассылка будет интересна тем, кто уже хоть чуть-чуть вошёл в мир фотографии, а значит имеет какой-нибудь фотик, то для начала давайте-ка сначала разберёмся с тем, что есть, а потом пойдём вперёд всё дальше и дальше в очень интересные дебри
этого мира :Р
А начнём почти что с самых азов - с экспопар.
Экспопара - это такие два параметра выдержки и диафрагмы, с помощью которых мы регулируем количество света, попадающее на матрицу (или плёнку) в фотоаппарате. Замер этих параметров в камерах автоматизирован: в мыльницах полностью, а во многих любительских и полупрофессиональных частично (можно выбирать
режим ручного выставления только диафрагмы/только выдержки или сразу обоих параметров).
Когда-то я задавалась вопросом, а нафига вот в камере режимы "пейзаж", "дети", "портрет".
Дело в том, что существует ряд экспопар, дающих одинаковое количество света матрице. Наглядно можно посмотреть по табличке:
Диафр\Выдержка
1/4
1/8
1/15
1/30
1/60
1/125
1/250
1/500
1/1000
1/2000
1/4000
f1
f1.4
f2
f2.8
f4
f5.6
f8
f11
f16
f22
f32
Ну так вот, в этих разных режимах автоматически фотоаппаратом выбирается такая экспопара из соответствующих, при которой нельзя допускать смазанности (меньше выдержка, шире диафрагма) или наоборот нам требуется больше глубина резкого пространства (тогда нам поставят наоборот
меньше диафрагму и больше выдержку).
Если задан режим "пейзаж",
то диафрагма выставляется в большую величину (например, в f16), при
этом компьютер следит за тем, чтобы величина выдержки не вышла за
максимально-допустимые пределы (для текущего фокусного расстояния) и
изображение не смазалось. Благодаря таким величинам диафрагм, снимок
получит наибольшую глубину поля резкости, что очень важно для
большинства пейзажей.
В режиме "портрет", напротив, важна узкая глубина резкости.
Поэтому тут всё происходит с точностью до наоборот: диафрагма
открывается до предела (скажем, f2.0), что даёт возможность отделить
резкое лицо от нерезкого фона. Для того, чтобы количество упавшего на
матрицу света соответствовало требуемой величине экспозиции, камере
приходится существенно укорачивать выдержку.
В режиме "спорт" ключевым параметром уже является выдержка,
которая должна быть как можно короче: вдруг ноги фигуристки или
теннисистки смажутся? Поэтому выдержка и выставляется в минимальное
значение. Забота о поддержании правильной экспозиции при этом ложится
на диафрагму.
В полностью автоматическом режиме Auto, который также называют «зелёным» режимом, выдержка и диафрагма имеют примерно равный приоритет.
Существует, кстати, более замороченная табличка, где эта зависимость идёт ещё в соответствии со светочувствительностью (ISO) матрицы.
EV - это такое условное
экспозиционное число, выражающее экспозицию, необходимую для получения фотографического
изображения нормальной плотности на фотоматериале определенной
светочувствительности и при определенной освещенности объекта съемки. EV = 0 при диафрагме 1 и выдержке 1 секунда.
Если у фотоаппарата нет функции live view (когда мы видим на жк-экранчике, что фот примерно нам выдаст в кадре), то придётся поначалу делать пробные снимки с разными значениями экспопар, чтобы подобрать
то, что нам нужно. На первых порах это помогает натренироваться в выставлении экспопар. Впоследствии это уже будет получаться автоматически в зависимости от нашего желания получить интересный и красивый кадр.