Новинки фирмы Pentax появляются с завидным постоянством. Отдельные из них выглядят как близнецы-братья. Когда я увидел на витрине магазина эти две соседствующие камеры - Pentax Optio M30 и Pentax Optio M40, - я вспомнил детскую забаву: "найди десять отличий" - настолько эти камеры похожи. Именно это и натолкнуло меня на мысль не просто описать камеру Pentax M40, а сравнить ее с более ранней, но внешне идентичной Pentax M30. Забегая вперед, скажу, что десяти отличий мне найти все же не удалось, но давайте посмотрим,
чем же отличаются все-таки эти две модели.
Матрица
Первое отличие этих двух камер относится к светочувствительной матрице. Модель М40 получила от создателей сенсор увеличенного физического размера: 1/2.35" против 1/2.5" у М30, и большего на миллион количества мегапикселов: соответственно 8 МП против 7,1 МП. Большее количество мегапикселов обеспечивает более высокое разрешение снимка, а увеличенный физический размер матрицы препятствует увеличению шумов (которые при матрицах одинакового размера больше у более "мегапиксельной" матрицы).
Оптика
Что касается оптики, то обе модели оснащены одинаковыми фирменными трехкратными зум-объективами с фокусным расстоянием 6,3-18,9 мм, обладающими светосилой f/3.1-5.9 и состоящими из шести элементов в пяти группах. Причем 4 линзы из них асферические. Разница же состоит в том, что из-за увеличения физического размера матрицы аппарата Pentax M40 эквивалентные фокусные расстояния объективов этих камер различны: 38-114 мм для Optio M30 и 36-108 мм для Optio M40. Трехкратное оптическое увеличение дополняется в обеих
моделях четырехкратным цифровым. Как видим, отличий практически нет. Это же относится и к фокусировке. Новинка без каких-либо изменений унаследовала девять зон фокусировки; режим супермакро, в котором минимальная дистанция фокусировки равна 5 см; способность автоматически переходить в макрорежим; установку объектива на бесконечность для съемки пейзажей или на гиперфокальное расстояние для получения максимальной глубины резкости по полю кадра (режим панфокуса); режим точечного
и следящего автофокуса.
Изменения
Изменения коснулись встроенной вспышки. Но не ее режимов работы, которых, как и в более ранних моделях, насчитывается шесть штук, а мощности импульса. Если диапазон работы вспышки у "тридцатки" составлял 0,4-5,5 м (в широкоугольном положении зума) и 0,6-2,8 м (в телеположении), то у М40 эти значения увеличены до 0,2-8,0 м (широкий угол) и 0,6-4,0 м (телеположение). Причем все вышесказанное подразумевает, что чувствительность сенсора установлена на режим АВТО (в котором значения чувствительности принимают значения
от 50 до 800 ISO). В режиме Digital SR - эти значения изменяются в большую сторону чуть ли не вдвое: до 15,5 и 8,1 м, соответственно. Улучшился и ЖК-дисплей. При сохранившемся размере диагонали (2,5 дюйма) его разрешение возросло с 115000 пикселов до 150000. Естественно, что детализация отображаемых изображений увеличилась.
По-прежнему
Скорость работы затвора осталась без изменений: от 4 сек. до 1/2000 сек. И если в сторону уменьшения выдержки двигаться дальше может и незачем, то в сторону увеличения - хотелось бы большего. Для себя же отметим - отличий нет. Равно как нет отличий и в реализации баланса белого: авторежим, четыре предустановки и установка вручную по белому листу - здесь, надо сказать, и улучшать-то нечего.
Диапазон значений чувствительности, опять-таки, остался прежним: от 50 ISO до 3200 ISO. Рабочими могут считаться значения до 400 ISO включительно, а с небольшой натяжкой к ним можно добавить также и 800, и 1600 ISO. На 1600 ИСО шумы, конечно, имеют очень агрессивный характер, но это как раз тот случай, когда компромисс оправдан самой возможностью сделать снимок в крайне неблагоприятных условиях. А при переводе в Ч/Б вообще все хорошо - цветовые разводы исчезают, и шумы становятся похожи на пленочное зерно.
Также можно поэкспериментировать и наложить на изображение софт-эффект. Очень интересные варианты получаются при комбинации кадра, снятого на высокой чувствительности, и эффектов софт и Ч/Б (либо сепия).
Если уж мы ищем отличия, то следует обратить внимание на такую деталь, которая чуть было не ускользнула от нашего внимания, как набор сюжетных программ. Так вот, у М40 на одну программу больше: появилась сюжетная программа "натуральный цвет кожи", способствующая более естественной передаче телесных оттенков. Можно было бы ожидать, что инженеры оснастят новинку уже не компромиссной цифровой, а настоящей оптической системой стабилизации изображения. Но этого не произошло. Камера имеет в наличии только электронную стабилизацию - Digital SR. Впрочем, при цене аппарата около семи тысяч рублей, рассчитывать на оптическую систему как-то легкомысленно.
Остался нетронутым и видеорежим - как и в "тридцатке" максимальные параметры режима видео 640х480//30 кадров/сек. Естественно, с записью звука (камеру также можно использовать в роли диктофона) и с электронной стабилизацией изображения.
Внешне камеры практически неотличимы. Одинаковые корпуса, одинаковые и выполняющие одинаковые функции органы управления. Даже аккумуляторы, используемые в камерах, идентичны - D-LI63.
Вывод
Камеры выступают явно в одной весовой категории. Различий между ними немного: в новинке Pentax М40 чуть больше размер матрицы, чуть больше ее разрешение, больше детализация ЖК-экрана и мощность вспышки.
Какую камеру предпочесть - дело ваше, тем более, что в цене они отличаются незначительно, где-то на 20 долларов.
Матрица 1/2,35"; 8,5 МП Объектив 3х, 36-108 мм в 35-мм экв., F3.1-5.9 Фокусировка AF/MF, от 5 см Выдержка 4-1/2000 сек. Баланс белого авто, 4 предустановки, ручной Экспорежимы авто, программный, 11 сюжетных, ручной Габариты, мм 97x57x18 Вес, г 115 Цена, $ 260 Александр Косов
Фотокамера для тестирования предоставлена фотоцентром "Герика"