Как добиться коммерческого успеха в фотографии - Еще раз об авторском праве
Выпуск 35
Сегодня 2010-01-23
Здравствуйте,
На днях мне прислали очень большое письмо с вопросами по авторскому праву. Нюанс заключался в том, что спрашивающий проживает в другой стране, пусть и бывшей одной из республик СССР.
Дело в том, что законодательства везде разные. И если в России по закону авторское право на фотографии всегда принадлежит фотографу, если другое не прописано в договоре между фотографом и заказчиком. Т.е. наличие или отсутствие авторских прав определяется не тем, кто кому заплатил, а наличием договора, в котором прямо прописано, кому эти права переходят. Если такого договора нет, то авторские права находятся у создателя произведения, т.е. автора, т.е. в нашем случае фотографа.
И никак иначе.
Однако есть нюанс, связанный с режимом служебного произведения. Фотограф состоит в штате организации и в его трудовом контракте и еще в ряде документов прописано, что права на те произведения которые он (фотограф) создает за зарплату в рабочее время в порядке выполнения служебного задания принадлежат работодателю. И опять обратите внимание, что данный порядок вещей явно прописан в документах, а не подразумевается, не обговаривается устно и т.д.
В частности, фотограф в письме писал, что он столько наснимал для журнала и не имеет права согласно договору в течение 5 лет показывать или распространять снимки.
Ответ Андрея Федотова, юриста по интеллектуальной собственности (но опять-таки для российской действительности):
«про распространять согласен (поверим на слово, договора я не видел), а вот про показывать большой вопрос, ибо право авторства никто не отменял, оно действует бессрочно и не отчуждаемо. Т.е. если я сделал фотографию и даже передал на нее авторские права, это не означает, что я не могу иметь эту фотографию в своем портфолио, ибо я все равно остаюсь автором.»
Вывод следующий:
При всяких спорных ситуациях, когда дело доходит до повышенных тонов, доказательства кто прав и виноват, всегда из пыльных папок достаются договора и внимательно читаются обеими сторонами. Если фотограф прохлопал ушами, вообще не знаком с таким словом как «договор» или что-то только смутно об этом слышал, то вот тут наступает золотое время для работодателя. Он может наговорить с три короба, доказывая, что все принадлежит ему, и фотограф уйдет не солоно хлебавши. Что будет
потом никому уже не интересно. Время ушло, нервы потрепаны, вера в благость мира поколеблена. А ведь фотографу, прежде чем поступать на работу, ввязывать в проект, достаточно было узнать все обстоятельства работы, проекта и своих прав на результаты его труда.
Поэтому изучайте законодательства тех стран, в которых вы живете, работаете, учитесь и где занимаетесь фотосъемкой. И вы избежите многих проблем.
С уважением, Ирина Берберо
мой e-mail i.berbero@photofortune.ru
адрес архива предыдущих выпусков рассылки http://subscribe.ru/archive/culture.photo.photocomsuccess/nav/prev//archive/culture.photo.photocomsuccess/201001/23114656.html
(C) Ирина Берберо 2009-2010
Все материалы рассылки защищены авторским правом. Любая перепечатка или использование материалов рассылки в коммерческих целях возможна лишь с письменного согласия автора. При некоммерческом использовании ссылка на выпуск обязательна.