Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Вполлица


Вполлица

Суббота Июль 28, 2012 

Ночь на Сан-Марко. Прохожий с мятым
лицом, сравнимым во тьме со снятым
с безымянного пальца кольцом, грызя
ноготь, смотрит, объят покоем,
в то «никуда», задержаться в коем
мысли можно, зрачку – нельзя.

Иосиф Бродский. Часть речи

Лицо любого человека ассиметрично, это известно многим. Наука предлагает несколько теорий, по-разному объясняющих причины того, что левая и правая половины наших лиц живут самостоятельно. Главная выгода, которую пытаются извлечь из этой разницы учёные – возможность получить информацию. Например, о состоянии здоровья, уровне интеллекта или неискренности в общении. Определённые успехи в этом уже достигнуты, но выгода их относительна. Потому что, во-первых, поверка алгеброй гармонии приводит к тяжёлым последствиям для психики (если, например, посмотреть подряд несколько серий «Теории лжи» – «Lie to Me» с Тимом Ротом в главной роли, – то могут возникнуть сложности в настоящем общении). А во-вторых, изобилие толкователей умаляет точность результатов: теорий-то много, а лицо – только одно. Не ровён час, начнут лечить не от того, сочтут за идиота или обвинят во лжи. Так что влезать с рулеткой на шаткую научную стремянку, чтобы измерить суть художественного произведения, опасно. Поэтому интерпретировать живописные полотна и художественную фотографию следует на языке поэзии, то есть образно.

А поэзия подразумевает в отыскании смысла обязательное участие читателя. В этом состоит основное отличие художественного познания от научного. Если наука стремится обездвижить того, ради кого осуществляются открытия, изобретаются технологии и производятся предметы, то поэзия, напротив, жаждет растормошить сознание того, ради кого она создаётся. Всё, что делается наукой, осуществляется во имя комфорта тела, удовлетворения всех его желаний, ведущего к отупению и смерти. Всё, что создаётся поэзией, призвано беспокоить сердце, вызывать неудовлетворённость миром и собой, побуждать к поиску. Так что идеальный потребитель научных достижений – это труп. А идеальный читатель, зритель или слушатель – это творческий партнёр автора, творец чувства и мыслитель.

Опытным путём установлена зависимость левой половины лица и тела от правого полушария головного мозга, а правой половины – от левого полушария. Другие исследования доказывают, что левое полушарие мыслит логически, а правое – эмоционально. Поэтому на левой половине лица мимика всегда активнее, чем на правой. Более того, разница между выражением левой и правой половин зависит от характера выражаемых чувств и их искренности. Разница в специализации полушарий головного мозга порождает трение между всеми противоречиями, из которых складывается личность. Это трение и отражается на наших лицах, проявляясь в играх асимметрии. Когда нам очень-очень-очень важно понять собеседника, мы не случайно перебегаем взглядом от одного его глаза к другому, и обратно, и так несколько раз. Так мы сопоставляем половинки и постигаем гармонию.

Вполлица

Вполлица

Вполлица

Тревога с безразличием
Воюют на лице,
Как искренность с двуличием,
Отсутствие с наличием,
Бессовестность с приличием
В глупце и в мудреце.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Владимир Нечипоренко
Название изображения: «… tragic (etude)»
Источник изображения

Этот портрет преисполнен противоречивой асимметрии. Но в то же время он прекрасен, и потому врезается в память. Если расчленить его на элементы, то красота пропадёт, поскольку исчезнет целостность, порождённая гармонией противоречий. Человеку не дано обходиться половиной лица. И в этом смысле задача художника – не позволять себя пересчитывать. У зрителя не должно возникать вопроса «Как это сделано?», а у коллег по цеху – подозрения, что «это сделано не так». Естественный путь для обучения этому – снимать только факты, избегая постановочных сцен. И только после того, как факты за счёт накопленного мастерства начнут обретать художественность, деликатно внедрять постановку. Иначе зритель предпочтёт художественности научность.

Filed Under: Портрет, Фотография



В избранное