Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Умирать придётся


Умирать придётся

Воскресенье Июль 1, 2012 

Я не хочу умирать, – беззвучно закричал Дуглас. «Всё равно придётся, – сказал голос внутри, – хочешь не хочешь, а придётся».

Рэй Брэдбери. Вино из одуванчиков

Высказывание «я мёртв», если его понимать буквально, всегда недействительно, потому что просрочено.

Ролан Барт. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По

Искусство вообще, изобразительное искусство в частности, в том числе и художественная фотография, обращаются к теме смерти на протяжении всей истории своего существования. Интерес к этому неизведанному и неизбежному явлению широк и навязчив: он исследуется художниками-философами и на всю катушку эксплуатируется конъюнктурщиками. Темы смерти не может избежать ни одно художественное произведение, даже если оно исключительно оптимистично, посвящено счастью и старательно избегает этой темы. Просто потому, что смерть – неотъемлемая часть жизни, ключевая характеристика живого: причислить кого-либо или что-либо к жизни можно, лишь убедившись в его смертности, конечности. Поэтому бессмертен – значит и не жив. Бессмертному нет заботы бороться за жизнь, а поэтому он не будет совершать движений и развиваться. Любое явление неживой природы, по отношению к жизни, будет тому подтверждением.

Однако явный перебор со смертью в художественном мире сыграл с художественностью злую шутку: до тех пор, пока зритель осознаёт, что перед ним художественное произведение (неважно, изображение это или текст), рассуждения его автора о смерти обычно не потрясают. Потому что эта тема «замылилась» в сознании зрителя, как замыливается глаз при продолжительном созерцании однообразного пейзажа. Но стоит придать авторскому материалу черты репортажа, преподнести его в виде факта, как у зрителя начинает бешено колотиться сердце и тело содрогается от отвращения. Так, например, мелодраматическая кинокартина со смертью главного героя (где смерть романтически завуалирована), равно как и фильм ужасов (где смерть извращённо смакуется) обычно не могут шокировать до глубины души. Но стоит нам увидеть в новостях репортаж о террористическом акте с разбросанными по асфальту кусками тел, с копошащимися в собственной крови жертвами – мы будем глубоко потрясены. Потому что в нашем сознании это – правда. Поэтому-то в новостях и не показывают подобного.

Настоящая смерть вообще скрывается от глаз, замалчивается, устраняется из жизни. А в искусстве – наоборот. Никто из любителей ужастиков и триллеров, равно как и философских притч о потустороннем, не отправится за получением желанных впечатлений на войну, в морг или на похороны – если это психически здоровые люди. А в искусстве они находят в этом удовлетворение. Почему? Потому что тема смерти по всей своей неизбежности рано или поздно озаряет и сбивает с ног каждого – осознанием собственной конечности. Но лишь однажды. И творческие люди, получив этот опыт, начинают исследовать или использовать его в своей работе, а все остальные стараются скорее отгородиться от ужаса этой мысли повседневными заботами. И получается, что художники изо всех сил кричат на площадях: «Оглянитесь, мы смертны!». А толпа, молча текущая мимо, думает себе в ответ: «Да-да, слава богу, что это всего лишь фильм (картинка, книга)». Но умирать-то придётся! Поэтому-то иногда, в порядке исключения, когда момент истины совпадает с осмыслением художественного произведения или провоцируется им, оно потрясает. Во всех остальных случаях срабатывает эффект подглядывания в заборную щель: смерть – это то, что происходит не с нами.

Умирать придётся

Умирать придётся

Умирать придётся

Я жив, а значит, я умру.
Но если кто-то умер прежде,
«Не я!» – трепещет на ветру
И бьётся призрачной надежной.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Gennadij Alexandrov
Название изображения: «+++»
Источник изображения

Мало кому доводится осознать и принять свою конечность, неизбежность прекращения своего «я». Да и не нужно это. Мы всегда будем бороться с собой и трепетать на крючке, цепляться за самую последнюю секунду и рваться к жизни из всех сил, не веря в то, что она кончится. Иначе, осознав и приняв свою смерть, мы сделались бы бессмертными, а значит – неживыми, то есть мёртвыми. Поэтому искусство всегда воспринимается нами через вуаль условности. Созерцая и переживая художественное, мы соприкасаемся со смертью только понарошку, как бы во сне. А во сне не умирают.

Filed Under: Horror (фото), Мистика, Символизм, Фотография

В избранное