Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал художественных интерпретаций imageserver.ru: Неповторимость


Неповторимость

Воскресенье Июль 15, 2012 

Мы потому и любим закат, что он бывает только один раз в день.

Рэй Брэдбери. Вино из одуванчиков

– Сюжеты рождаются из темы, – важно сказал Виктор. – Я изучаю жизнь.
– Ради бога, – сказал Голем. – Изучайте жизнь сколько вам угодно. Только не вмешивайтесь в процессы.
– Это невозможно, – возразил Виктор. – Прибор неизбежно влияет на картину эксперимента. Разве вы забыли физику? Ведь мы наблюдаем не мир как таковой, а мир плюс воздействие наблюдателя.

Аркадий и Борис Стругацкие. Гадкие лебеди

Красота мимолётна, и в этом её прелесть. Но человек с фотоаппаратом в руках не верит этому, и потому стремится украсть у вечности её главное богатство, имя которому – неповторимость. Ему кажется, что хитроумная коробочка с линзами у него в руках способна запечатлеть за него всё, что предназначалось для запечатления ему самому. И тем обкрадывает себя. Потому что отныне ему предстоит любоваться оттиском мгновения и лишь фантазировать о том, что он должен был почувствовать, переживая этот миг. Но – не почувствовал, не успел, потому что тогда, когда мир кричал ему: «Увидь, ощути, проживи!», он был сосредоточен на фокусе, ракурсе, фоне и прочих технологиях. В самом примитивном виде это досадное противоречие проявляется в ненасытности туристов, рыскающих объективом по достопримечательностям и оттого не успевающим даже понять, что они, собственно, снимают. Их жизнь оказывается похожа на шведский стол, заваленный аппетитными деликатесами, обязанными уместиться в одной тарелке. Ничего, кроме страданий, вызванных обжорством, такой подход к жизни не сулит.

Но вот что касается профессиональных фотографов, преследующих творческие цели, основанные на высокотехничном мастерстве и связанные с осознанным воздействием на восприятие других, тут дело обстоит сложнее. С одной стороны, они намеренно отказываются от проживания реальности в силу своего профессионализма. Для них – дом не дом, сад не сад, да и вообще, даже обнажённую прелестницу с пылко холмящимися сосцами, влажными губами и томным взором они именуют деревянным словом «модель». В этом смысле они духовные калеки, достойные сострадания. Но с другой стороны, эти люди действительно несут в мир прекрасное, нередко духовно обогащают своих зрителей, преподнося им красоту эффектно и зримо, так, как большинству из них её никогда не познать самостоятельно. Посредством усилий фотохудожников мы все способны ощутить красоту мира, и в этом их и миссия, и бремя.

Вот почему, прежде чем брать в руки фотоаппарат, необходимо ответить себе на вопрос: «Зачем я это делаю, и стоит ли оно того?» А то, как бы потом не вышло, что, обманувшись в своём таланте и убедившись, что его фотографические достижения никого особенно не интересуют, фотограф-неудачник перенесёт обиду на свои отношения с жизнью и рассорится с удачей и счастьем до конца дней своих. Всего лишь только потому, что мыслил поделиться своим чувством прекрасного с другими, да выбрал не тот путь. Пусть мимолётное исчезнет очень скоро и навсегда, но большинству из нас куда важнее прожить мгновение самостоятельно, чем попытаться перепоручить его фотоаппарату. В качестве иллюстрации к этой мысли достаточно представить себе, что автор этого снимка так и не щёлкнул затвором. Но – постоял в задумчивости над мудрым уличным художником и просто бросил монетку в корзинку. Ведь теперь воображаемые монетки бросают в ненастоящие корзинки зрители. Что же остаётся фотографу?

Неповторимость

Неповторимость

Неповторимость

Возникнув раз – исчезнет навсегда
Уродство ль, красота, пылинка ли, планета,
Ничто не повторится никогда.
Но стоит ли печалиться об этом,
Покуда жизнь в свидетели взята?

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Владимир Гладышев
Название изображения: «Картина на одну ночь»
Источник изображения

Уличный художник создаёт свой маленький шедевр только на одну ночь: завтрашним утром мелки будут смыты струями поливальной машины. Он знает это и делает так неслучайно. Ему известно, что об этом осведомлены и проходящие мимо зрители. В сознании европейца не укладывается практика буддийских монахов месяцами создавать сложнейшие картины из цветного песка для того только, чтобы одним движением руки разрушить их и наглядно убедиться в мимолётности всего сущего… Но однажды двое подростков на оживлённой площади некоего российского города с голубем в руках подходили к прохожим и вымогали у них деньги оригинальным способом – угрозой на глазах у них убить этого голубя. Многие заплатили. К кому ближе безымянный флорентийский художник – к буддийским монахам или к российским вымогателям? И какова роль в этом процессе самого автора шедевра – французского художника Вильяма Бугро, написавшего свою «Девушку, защищающуюся от Купидона» ещё в 1880 году?

William-Adolphe Bouguereau. Young Girl Defending Herself against Eros

William-Adolphe Bouguereau. Young Girl Defending Herself against Eros

Автор изображения: William-Adolphe Bouguereau
Название изображения: «Young Girl Defending Herself against Eros»
Источник изображения

Мгновение быстротечно. Неуловимостью подчас измеряется его значение для нас. Неповторимо всё, даже самое одинаковое: каждая волна прибоя, каждый вдох, каждый взгляд на знакомое живописное полотно. И как же всё-таки полезно время от времени заострить на этом внимание!

Filed Under: Город, Живопись, Классика, Путешествия, Ракурс, Рисунок, Фотография

В избранное