Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поэтические комментарии к лучшим художественным изображениям: Игра с отражением


Игра с отражением

29.05.2009 от Игорь Якушко

Пейзаж – уместный способ высказать неизъяснимое, затронуть струны в зрительской душе неосознаваемые, возбудить чувства тонкие и высокие, в каких даже художник пока не успел (или даже никогда не сможет) сам разобраться. Пейзажами говорит с нами действительность, пейзажами изъясняется сама гармония, и тонкая ткань любви к жизни просвечивает в нашем сознании через пейзаж. Пейзаж сродни музыке: вот ноты, клавиатура, гамма, а вот – горизонт, море, солнце. Вот – музыки таинственная сила. А вот – гипнотическое очарование природы… Сила того и другого – в созвучии нашим чувствам, в резонансе, многократно усиливающем заложенное в произведении.

Другой вопрос, что большинство попыток зафиксировать пространство возможностями фотокамеры или кистью художника жестоко проваливаются. Чтоб уловить и донести – тут надобен талант, везение и навык управляться с тем, чего не в силах ясно осознать разум. Рассуждения об этих трех составляющих не уместятся в формат этих комментариев, поэтому остановимся на технических приемах, позволяющих совладать художнику с пейзажем, а точнее, на одном из таких приемов. Отражение.

Художественный смысл этого приема понятен: используя отражение на полотне, художник обладает возможностью преподнести зрителю второй ракурс изображаемого и намекнуть на роль подтекста в своем произведении. Классический пример – бесчисленные фотографии храма Покрова на Нерли, словно плывущего в облаках по водной глади. Некоторые додумываются даже исключить из кадра оригинал и сосредотачиваются на зыбком отражении, как на главной теме. Отличная идея!

Но можно ведь сделать еще интереснее: размыть грань между действительностью и отражением. Тогда подтекст кадра обретает куда более яркое звучание, и художник получает возможность просто заворожить зрителя потоком ассоциаций. Поэтому невероятным везением можно считать ситуации, когда фотографу удается увидеть и зафиксировать игру отражений в природе, маскирующую границу отражения. Например, посредством сильнейшего пейзажного символа – тумана.

Туманная звезда

Туманная звезда

Туманная звезда

Граница между «прежде» и «потом»,
Любовью – ненавистью, явью – сном
Размыта, словно над туманом вод
Играет с отражением восход.

Автор текста: Игорь Якушко
Автор изображения: Антон Петрусь
Название изображения: «The Fog Star»
Источник изображения

Приведенная ассоциация – далеко не единственная, какую способно вызвать это изображение. В том-то и прелесть пейзажа, побуждающего зрителя к сотворчеству. И в том его художественная сила. В данном случае пейзаж великолепен благодаря именно игре отражения. Но играть с отражением можно и нужно не только в пейзаже. В натюрморте, в портрете и даже в документальном кадре. Только вот хорошо бы, чтоб эту игру не стесняли границы. Другими словами, случись вам фотографировать модель перед зеркалом – постарайтесь, чтобы рамки зеркала остались за кадром. Увидите, что получится.

Рубрики: Пейзаж, Фотография |


В избранное