Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Труднее всего получить хороший снимок почти в полной темноте.


Здравствуйте! Я, Алексей Будников с Вами в рассылке «Что нужно знать НЕ фотолюбителю-профессионалу о фотографии?»

Сегодня мы продолжим беседу о зерне на снимках. Будем улучшать условия съёмки. Итак, наступила ночь…

Труднее всего получить хороший снимок почти в полной темноте. Посмотрим на особенности освещения в поле, за городом, куда Вы поехали на отдых - это звёзды и иногда луна. Этого явно недостаточно. Нужен искусственный источник света. У нас в камере есть вспышка. Уже хорошо. С одной вспышкой, в полной темноте, можно получить фото близкорасположенных объектов и людей. Но надо понимать, что все удалённые объекты… Их просто не будет, получится равномерный черный фон.

 А если ещё учесть, что вспышка на простых камерах даёт сильную передержку на светлых местах (лицо, белая одежда и т.д.), и контрастный направленный свет, то на снимке получаются яркие, слегка засвеченные силуэты на черном фоне. Поэтому одинокая вспышка несколько ограничивает возможности фотографа.  Не снимайте в темноте со вспышкой ближе двух метров, и дальше пяти-шести (зависит от мощности вспышки).

Такую фотографию переделать в приличную можно только в Фотошопе, полностью заменив фон, а то и передний план. При попытке «вытянуть» изображение на компьютере простым редактором только появятся крупные разноцветные пятна. Чтобы этого избежать, надо стараться использовать все возможные дополнительные источники света.

Чаще всего на пикнике это костёр. Подбросьте туда дровишек и используйте как дополнительное фоновое освещение. Хорошо, если есть близкорасположенные объекты заднего плана, которые были бы освещены, и на фото были бы видны, как силуэты, чуть темнее передних. Это создаст пространство, в отличие плоского чёрного фона. Кстати, зимой это сделать гораздо проще, чем летом (за счёт отражающей способности снега).

Ещё можно, если Вы на автомобиле, осветить задний план фарами (только не стоит направлять свет фар непосредственно на людей). Иногда некоторый эффект дают даже простые (но яркие) портативные фонари, если правильно подсветить ими какие-то конкретные объекты заднего плана. Короче, идея такая: в кадр должны попасть более или менее освещённые объекты. Тогда вспышка, особенно если её установить на рассеивающее излучение, сможет достаточно корректно отработать объекты главного, переднего плана.

Для чего это нужно? Потом, при обработке в редакторе на компьютере, Вам не придется сильно осветлять темные места, что собственно и является основной причиной появления зерна на кадре. Да и сам кадр получится более выразительным. И вообще, не стоит пытаться сделать ночью «дневной» кадр. Даже наоборот – как раз лучше подчеркнуть прелесть и романтичность ночного настроения. Фотография и не должна быть излишне яркой - для этого лучше дождаться дня.

Но и это ещё не всё. Достаточно важно выбрать правильную выдержку для съёмки в этих условиях. Вам в этом поможет серия пробных снимков с разными параметрами. Это необходимо сделать, потому что если у Вас в целом кадр будет тёмным, то это 100% появления шумов при попытке «вытянуть» снимок. Тут надо понять некоторые особенности искусственных источников света.

Освещённость объекта (т.е. насколько он будет выглядеть ярким) уменьшается в несколько раз быстрее, чем расстояние до источника света. Другими словами, человек в двух метрах от фонаря будет освещён в четыре (а не в два) раза ярче, чем другой человек в четырёх метрах от этого же фонаря. На деле это особенно заметно, когда один человек стоит близко к фотографу, а другой в двух-трёх метрах позади. Первый получается засвеченным, а второй тёмный. Следите, чтобы люди находились примерно на одном расстоянии от вспышки.

В дневное время солнце от нас удалено на столько, что наши местные земные расстояния становятся ничтожными, и на разницу в освещении не сказываются. Поэтому днём солнечное освещение можно считать равномерным: и ближние и дальние объекты равномерно яркие.

Из этого можно сделать такое справедливое наблюдение: чем дальше от объектов находится источник света, тем равномернее их освещённость. Но, одновременно, требуется существенное увеличение мощности этого источника. Звёзды создают очень равномерное освещение, но мощности им явно не хватает!
С этим недостатком искусственного света борются применением специальных отражателей на вспышках и лампах, что в разы увеличивает их эффективность. Но всему земному есть предел, и это особенно заметно на недорогих камерах и мобильниках.

И ещё один важный момент такой: автомат вспышки оценивает суммарную освещённость кадра. И если в него попадает случайный, близкорасположенный объект (рука, ветка дерева и т.п.), то фотокамера включает и его в общий расчёт, а в целом снимок окажется темным. Плюс ещё засветка объектива отраженным светом от этого предмета не добавляет приятных ощущений при просмотре.

У кого на фотоаппарате есть возможность установки дополнительной (внешней) вспышки, настоятельно советую использовать это. Желательно устанавливать внешнюю вспышку немного в стороне от фотокамеры, на специальном приспособлении (что-то типа ручного штатива, на одну сторону которого крепится камера, но другую вспышка). Это позволит избежать резких теней от одного направленного источника света.

Что ж, что имеем, тем и снимаем! Тут без компромисса не обойтись. Вряд ли получится сделать хороший снимок быстрых объектов, но относительно спокойных людей мы сможем сфотографировать. Самый простой способ – это, выбрав приемлемые условия съёмки, описанные выше, фотографировать на авто режиме (или ручном). Но освещения всё-таки может не хватить. Тогда выбираем режим «ночной». Скажу сразу, что он характеризуется большой выдержкой. И снимать без штатива почти бесполезно, а о двигающихся людях можно просто забыть.

Можно попробовать перейти на ручной режим. Увеличить ISO и полностью открыть диафрагму. Это позволит несколько уменьшить выдержку, чтобы движение не смазывалось, и сделать снимок посветлее. Но помните: это один из тех способов, которые увеличивают зернистость снимка! 

В ночном городе дела обстоят гораздо лучше из-за наличия многочисленных фонарей и реклам. И вспышка является важным дополнением к уличному освещению. Старайтесь пользоваться этими подарками города, и выбирайте для съёмки самые освещённые места, но избегайте прямого попадания света фонарей в объектив.

Есть ещё много мест, где существует недостаток освещения, и связанные с этим подобные проблемы. Всё описать невозможно, да и не сильно нужно. Т.к. способ борьбы сводится к следующим действиям: либо улучшить освещение (или приспособиться к существующему свету), либо приобрести лучшую аппаратуру, либо постараться подправить снимок на компьютере.

Подводя итог этой публикации, надо ещё раз назвать основную причину появления зерна на снимках: это недостаток освещённости и попытка искусственно с этим справиться - либо впоследствии, либо во время съёмки, неоправданно «задирая» чувствительность ISO.

Вот такая проза жизни. Но если Вы знаете эти нюансы, можно даже не самой лучшей камерой сделать вполне хорошие ночные снимки, без особой зернистости - на уровне своей камеры конечно, т.к. это всё-таки сильно зависит от параметров фотоаппаратуры.

Как доказательство – мои ночные снимки в блоге, которые я делал простым мобильником N95.
Заходите и оставляйте комментарии с оценками!

http://budnikov.com/blog/2009/08/nemnogo-o-nochnoj-syomke/

C уважением, Алексей.




 P.S. Когда я уже подготовил этот материал, увидел комментарий к прошлому выпуску. Alex задал такой вопрос: «Получается, что бы снимать в темноте, нужно переместиться на свет? Какой размер матрицы необходим для ночной съёмки?»

1. Не совсем так. Речь идёт о том, чтобы максимально использовать существующие условия съёмки. Т.е. если вы снимаете на улице ночью, то лучше это делать рядом с фонарём, а не где-нибудь под деревом в темном месте. Мы же хотим получить фото получше?!
2. Выше я частично уже ответил на второй вопрос. Чем лучше матрица, тем лучше будет кадр. Но здесь нет абсолютов, и приемлемо снять ночью можно и самым простым мобильником. Ведь самого качественного снимка не существует, а самым плохим можно было бы считать просто черный экран, если бы не «Квадрат» Малевича, признанный шедевром!

Спасибо всем, кто учавствует в создании этой рассылке, ставя оценки и оставляя коментарии и пожелания! 


Вы всегда можете посмотреть архив рассылки, и написать мне письмо!

fotokazdomu@budnikov.com

http://budnikov.com/blog

Skype:  aleksey-sar

 


В избранное