Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мы видим зернистость на кадре, когда снимаем при недостаточном освещении или ночью.


Здравствуйте! Я, Алексей Будников снова с Вами в рассылке "Что нужно знать НЕ фотолюбителю-профессионалу о фотографии?"

Спасибо всем, кто посетил мой новый блог, оставил комментарии или написал мне лично новые темы и пожелания. Я постарался ответить всем. Но в рассылке все темы сразу поднять просто не смогу. А с чего-то же надо начинать!

Больше всего вопросов было о шумах (зернистости) на кадрах и способах исправления этого дефекта. Скажу сразу, что их гораздо легче предотвратить, чем потом исправлять (но не всегда это получится).

Начнём с главного виновника этой бяки, и это будет сама матрица. Я уже говорил, что её качество напрямую связано с её физическими размерами. И это является одним из основных отличий дорогих профессиональных фотокамер от недорогих «мыльниц» и мобильников. Не углубляясь в структуру и технологию изготовления матрицы, можно просто логически увидеть, что те несколько миллионов пикселей (а их на самом деле их ещё больше) легче запихать в большую матрицу, чем в маленькую.

И в первую очередь это сказывается на светочувствительности. Маленькие камеры имеют максимальную светочувствительность ISO 400 – 800 ед., а профессиональные 3200 и более единиц.
Давайте вспомним, где мы вообще встречаем такой дефект?

В яркий солнечный день практически любая камера даёт вполне приемлемые снимки. Точно! Мы видим зернистость на кадре, когда снимаем при недостаточном освещении или ночью. И то, только тогда, когда пытаемся искусственно «вытянуть» тёмные места снимка. Неважно, каким способом – или на компьютере, или при съёмке вручную, увеличивая значение ISO до максимума, да ещё подправив экспозицию.

Ведь что мы в этом случае делаем на самом деле? Мы пытаемся заставить эти бедные маленькие пиксели разглядеть в темноте объекты нашей съёмки на пределе их возможностей. А они, несчастные, уже не в состоянии что-либо чётко рассмотреть, но признаться Вам в этом не хотят, и начинают «додумывать» очертания объекта, вставляя в них точечки и зёрнышки.

Это, конечно, образно. Но вспомните свои ощущения, когда в комнате резко выключали свет – что Вы видели? Наверное темноту в «звёздочках». И, чтобы не чувствовать себя совсем нехорошо, начинали воссоздавать окружающую обстановку в уме. Должен Вас обрадовать, у Вас это получается гораздо лучше, чем у матрицы! Матрица, по строению, не является такой же, как глаза человека, но определённое сходство в восприятии света всё-таки существует. Через некоторое время Вы станете различать в этой темноте разные предметы, и Вам уже не будет казаться, что всё так уж плохо. А на самом деле Вы просто полностью «открыли диафрагму» (зрачков) и сильно «увеличили выдержку» (время на адаптацию зрения). Уж извините за такое сравнение!

Из всего этого можно сделать вывод, что чем проще фотокамера (не могу сказать «чем дешевле»), тем больше будет у неё технических ограничений на условия съёмки. Вот так!

Поэтому, я пишу здесь не о способах получения высококачественных художественных фотографий, а о том, как минимизировать недостатки слабеньких матриц. Если Вам надо получать отличные снимки тёмной ночью, или под водой, или при прыжках с парашютом - то надо обзаводиться соответствующей аппаратурой! Чудес не бывает, хотя сам я в них немножечко и верю…

Давайте вернёмся к чувствительности матрицы. Что происходит, когда Вы в камере в ручном режиме переключаете значение ISO на максимум? Некоторые читатели просили меня проводить аналогию с 35-ти мм. фотоплёнкой. Пожалуйста! В пленочной фотокамере для изменения чувствительности происходит замена плёнки на другую. В цифровой камере замены существующих пикселей на более чувствительные не случается. Они остаются всё те же.

Кстати, я нигде не говорил, что такое ISO. Это Международная организация технических норм и стандартов (International Organization for Standardization). И здесь под этим термином понимается принятый этой организацией стандарт светочувствительности фотоматериала, который стал распространяться и на цифровые фотокамеры.

Так вот, пиксели всё те же, но электронным способом снимаются всякие ограничения, и задействуется весь их потенциал, пусть даже ценой потери качества. На некоторых цифрокомпактах даже устанавливаются программы, повышающие чувствительность матрицы в разы. Только качество все-таки сильно страдает!

К слову сказать, абсолютной темноты в наших условиях почти не бывает. Если Вы, например, в совсем тёмной комнате неподвижно поставите камеру на очень длительную выдержку, то какое-то изображение, даже без вспышки, всё же получите. Ну не для выставки конечно!

Фотоплёнка вела себя схожим образом. Чем выше была её чувствительность, тем больше получалось в ней зерна, с которым фотолюбители прошлого века боролись самыми изощрёнными способами – и химическими растворами, и фототехническими приспособлениями. Но все-таки главным способом было улучшение технологического процесса изготовления фотоплёнки на заводах.

И здесь мы приходим к такому решению: раз мы с вами не завод-изготовитель, и не можем в домашних условиях с помощью молотка и мата улучшить светочувствительность матрицы своей камеры, то будем делать то, что можем!

И тут у нас есть два главных пути. Первый – это улучшить условия съёмки. Это вспышка (встроенная или внешняя), внешние постоянные источники света (настольные лампы, люстры, прожекторы, фары автомобиля и т.д.), а также возможность собственного перемещения в более освещённое место. Второй – последующая компьютерная обработка изображения.

Но общее качество снимка больше определяет первый путь, правда не исключая второго. Только боюсь, что в этом выпуске всё уже не поместится, и мы продолжим в следующем.

Я помещу этот материал на своём блоге с некоторыми фотографиями и комментариями к ним. Заходите на блог и оставляйте комментарии!

До следущей встречи! С уважением, Алексей.


Вы всегда можете посмотреть архив рассылки, и написать мне письмо!

E-mail: fotokazdomu@budnikov.com

Блог: http://budnikov.com/blog/

 

Skype:  aleksey-sar

 


В избранное