С
детства мы хорошо помним пушкинские слова: "Сказка - ложь, да в ней -
намёк, добрым молодцам урок". И поэт был прав! В каждой сказке, легенде,
поучительной истории, мифе, притче есть намек на очень важные жизненные истины.
Этот намек проходит как будто вскользь, не напрягая мысли, но обязательно
касаясь сознания. Только очень внимательный читатель сможет найти то рациональное
зерно в прочитанном, которое, пройдя путь размышления и рассуждения, попадает в
сердце, меняет мировосприятие жизни и помогает понять, что сказка – вовсе не
ложь, а добрым молодцам и девицам урок.
Будучидетьми, мы часто отождествляли себя со
сказкой, понравившейся услышанной или увиденной историей. Мы смело думали, что
можем творить те же чудеса, что и любимые герои. Нам легко было в мыслях
перевоплотиться в любого животного, растение, принца или принцессу. Это
придавало нам уверенности. Но, повзрослев, мы поняли, что сказка – это сказка и
в реальности все по-другому.
Не
смотря на это, значение сказки в жизни
велико. Именно через сказки, легенды, истории, стихи мы впервые узнали, что
такое победа и поражение, приключение и путешествие. С этого же источника мы
получили глубокие знания о человеке, его насущных жизненных проблемах (богатстве,
женитьбе, семье, правилах поведения в обществе) и способах их решения.
Жизнеутверждающие
сказки давали четкую картину мира добра и зла, развивали наше воображение,
образное мышление. Вместе с героями мы приобретали опыт сильных
внутренне-эмоциональных переживаний. Мы учились понимать, что такое счастье и
горе, радость и печаль. Сказка давала нам знание о состоянии затруднительного
положения и учила нас, что выход есть всегда, только ищи. Вместе с героями нам интересно
было нестандартно мыслить и принимать нелогическое решение. Мы легко и без
препятствий шли по воздушному мосту в страну, о которой мечтали, умели
разговаривать с природой и понимать язык животных и еще много чего мы умели в
детстве, но забыли, как только стали взрослыми. А ведь детские знания и не
такие ж и абсурдные, а напротив «Устами младенца
глаголет истина».
Вот
и появилось такое желание посредством сказки, истории, мифа, легенды или просто
хорошего художественного произведения снова окунуться в мир детства и читать их
и понимать, как ребенок, нов тоже время
сопоставлять прочитанное со своим уже немалым жизненным опытом.
В
этой рассылки будет подбираться только высококачественная литература с
обязательным поучительным смыслом. Все желающие смогут вместе с детьми читать и
понимать символический смысл произведения. Через некоторое время вам легко
будет увидеть некую шифровку, тайнопись в незамысловатом сюжете. Ведь за
простыми, но яркими образами всегда скрываются глубокие и серьезные мысли. Вы
можете вместе с детьми читать, но понимать будете на разных интеллектуальных
уровнях. Ведь человеку, умеющему читать, слушать и чувствовать прочитанное, откроются
сокровенные глубины важного понимания и устройства мира в целом, смысла человеческого
существования.
В
следующих выпусках продолжим разговор о роли хорошей литературы в развитии
ребенка и взрослого.
Каждый выпуск будет заканчиваться литературным шедевром.
Сегодня
предлагаю вам встретиться с Г.Х.Андерсеном.
УЛИТКА И РОЗОВЫЙ
КУСТ
Г.Х. Андерсен (перевод А. Ганзен)
Сад окружала живая изгородь из
орешника. За нею начинались поля и луга, где паслись коровы и овцы. Посреди
сада цвел розовый куст, а под ним сидела улитка. Она была богата внутренним
содержанием - содержала самое себя.
-Постойте, придет и мое время! -
сказала она. - Я дам миру кое-что поважнее этих роз, орехов или молока, что
дают коровы и овцы.
- Я многого ожидаю от вас, - сказал
розовый куст. - Позвольте же узнать, когда это будет?
- Время терпит. Это вот вы все
торопитесь! А торопливость ослабляет впечатление.
На другой год улитка лежала чуть ли
не на том же самом месте, на солнце, под розовым кустом. Бутоны распускались,
розы цвели, отцветали, куст выпускал все новые и новые.
Улитка наполовину выползла из
раковины, вытянула рожки и вновь подобрала.
- Все как в прошлом году! Никакого
прогресса. Розовый куст остается при своих розах , ни на волос не продвинулся вперед!
Прошло лето, прошла осень, розовый
куст пускал бутоны, и расцветал розами, и благоухал, пока не выпал снег. Стало
сыро, холодно; розовый куст пригнулся к земле, улитка уползла в землю.
Опять настала весна, появились
розы, появилась улитка.
- Теперь уже вы стары! - сказала
она розовому кусту. - Пора бы и честь знать. Вы дали миру все, что могли. Много
ли - это вопрос, которым мне некогда заниматься. Да что вы ничего не сделали
для своего внутреннего развития, это ясно. Иначе из вас вышло бы что-нибудь
другое. Что вы скажете в свое оправдание? Ведь вы скоро обратитесь в сухой
хворост. Вы понимаете, о чем я говорю?
- Вы меня пугаете, - сказал розовый
куст. - Я никогда над этим не задумывался.
- Да, да, вы, кажется, мало
затрудняли себя мышлением! А вы попробовали когда-нибудь задаться вопросом:
зачем вы цветете? И как это происходит? Почему так, а не иначе?
- Нет! - сказал розовый куст. - Я
просто цвел от радости и не мог иначе. Солнце так грело, воздух так освежал
меня, я пил живую росу и обильный дождь. Я дышал, я жил! Силы поднимались в
меня из земли, вливались из воздуха, я был счастлив всегда новым, я жил полной
жизнью, большим счастьем и поэтому всегда должен был цвести. Такова моя жизнь,
я не мог иначе.
- Словом, вы жили не тужили! -
сказала улитка.
- Да! Мне было дано так много! -
отвечал розовый куст. - Но вам дано еще больше! Вы одна из глубокомыслящих,
высокоодаренных натур, которым суждено удивить мир.
- Была охота! - сказала улитка. - Я знать не желаю вашего мира. Какое мне до него дело? Мне
довольно самой себя.
- Да, но мне кажется, все мы
обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас! Я могу дать миру только
розы... Но вы? Вам дано так много. Что вы дадите миру? Что вы ему дадите?
- Что я дала? Что я дам? Плевать мне на мир! Он мне ни к чему! Мне дела до негонет! Снабжайте его розами, вас только на это
и хватит! Пусть орешник дает ему орехи, коровы и овцы - молоко, у них своя публика!
Моя же - во мне самой! Я замкнусь в себе самой - и баста. Мне нет дела до мира!
И улитка заползла в свою раковину и
закрылась в ней.
- Как печально! - сказал розовый
куст. - А я и хотел бы, да не могу замкнуться в себе. У меня все прорывается
наружу, я должен цвести розами. Лепестки их опадают и разносятся ветром, но я
видел, как одну из моих роз положила в молитвенник мать семейства, другую
приютила на своей груди прелестная молодая девушка, третью целовали улыбающиеся
губки ребенка. И я был так счастлив! Вот мои воспоминания и в них моя жизнь!
И розовый куст цвел и благоухал,
полный невинной радости счастья, а улитка тупо дремала в своей раковине - ей не
было дела до мира.
Годы шли за годами…
Улитка стала землей в земле, и розовый куст стал землей в
земле, роза воспоминаний истлела в молитвеннике… Но в саду цвели новые розовые кусты, под ними
ползали новые улитки. Они заползали в свои домики и плевались - им не было дела
до мира. Не рассказать ли эту историю сначала? Она не меняется!
Ложь этой сказки такова: Я знать не
желаю вашего мира. Какое мне до него дело? Мне довольно самой себя. Плевать мне
на мир! Он мне ни к чему! Мне дела до него нет.
Намек этой сказки таков: Кто я розовый куст или улитка?