Сегодня предлагаю Вашему вниманию одну из моих ранних статей.
Шаблоны мышления
Давно известно, что человек живёт шаблонами. Действует, говорит, и даже мыслит. Шаблон - программа поведения, описывающая набор реакций в определённой ситуации.
Вспомните, как Вы учились писать. Старательно выводили в прописях палочки и кружочки, тщательно координируя каждое действие. А теперь, не задумываясь, трансформируете мысли в текст, рука работает автоматически, по наработанному шаблону. Обучение это и есть процесс создания шаблонов.
То же самое и в речи. Если Вас спрашивают, - «Как дела?» - Вы отвечаете не задумываясь. По шаблону. Так как этот вопрос задаётся очень часто и программа ответа давно отработана. Профессиональные ораторы имеют по несколько шаблонных ответов на каждый из множества шаблонных вопросов.
Но самое интересное это шаблоны мышления. Интересны тем, что их можно внушать, и тем самым модифицировать и мышление, и речь, и поведение. Как Вы думаете, что происходит при просмотре рекламных роликов? А при просмотре телефильмов? Присмотритесь к Вашим детям.
Парадокс. Человек без труда может создавать шаблоны собственных действий. А создание собственных шаблонов речи, уже вызывает затруднения, и они обычно заимствуются из книг, фильмов или у собеседников. Изменение же шаблонов мышления самостоятельно, почти нереальная задача. Шаблонность мышления не допускает возможности своего изменения. Так и живёт большинство. По внушённым шаблонам.
Шаблоны бывают полезные и вредные. Полезные, это те, которые экономят время. Вредные же, те, которые мешают жить. В первую очередь сюда относятся всякие страхи. Вернее не страхи а боязнь, боязнь событий. (см. ст. «Боимся жить»)
Как создаются и внушаются шаблоны? Да очень просто, с помощью чувств. Именно самочувствие играет главную роль при знакомстве с новым объектом, понятием или явлением. И, в дальнейшем, этот объект будет вызывать именно те чувства, которые человек испытал при знакомстве с ним.
Мать хвалит своего ребёнка - «Ах, какой молодец. Он покушал. Он хороший». Ребёнок слушает, ему хорошо, приятно. И образуется шаблон, «Хвалят - Хорошо».
Обратная ситуация, - «Нехороший, зачем разбил чашку!». Ребёнок слушает, он может даже не понимать слова, слушать интонации и эмоции. Но ему плохо. И образуется ещё один шаблон, «Ругают - Плохо».
В дальнейшем, даже когда ребёнок станет взрослым, он неосознанно будет опираться на эти шаблоны. Стараться, чтобы его хвалили, и избегать ругани.
Вы спросите - «А что в этом плохого? Вполне полезные и правильные шаблоны». Плохо то, что, зная шаблоны по которым живёт человек, им можно легко управлять.
Лесть и критика (хвалят и ругают). Первая нравится, а вторая нет. Работают шаблоны. Хотя именно лесть - плохо, критика - хорошо. Но, даже понимая это сознанием, первая реакция на критику будет резко отрицательной, а на лесть, напротив, положительной.
Ладно, хватит о грустном. Не все шаблоны вредны, к тому же можно научиться их менять. Можно мыслить вообще без шаблонов.
Как уже сказано, шаблон подкрепляется самочувствием. Чувством. Поэтому, для изменения шаблона «Ругают - плохо» в «Ругают - хорошо», достаточно просто испытывать приятные чувства, когда Вас ругают.
Бредово, не правда ли? Как можно чувствовать себя хорошо, если ругают? А это в Вас шаблон говорит. Можно. И нужно. В идеале, самочувствие должно быть хорошим всегда, независимо от обстоятельств.
Дополнительная статья, «Боимся жить», о которой упоминается выше, появится в следующем выпуске. Но если кому не терпится, смотрите на форуме.
Информация для новых подписчиков. Хочу сразу предупредить, что рассылка будет не совсем такая, как Вы ожидаете. Темы, которые я излагаю, могут быть не интересны Вам, но это поправимо. :)
Кстати, обращение к тем, кто только подписался, но не читал предыдущие выпуски. Настоятельно рекомендую это сделать. Ссылка на архив рассылки – http://subscribe.ru/archive/culture.people.tpo.
Если у Вас ограничен доступ в Интернет, то предыдущие выпуски можно заказать у робота, и они придут к Вам на е-мэйл. Нажмите на эту ссылку (subscribe@subscribe.ru) и отправьте получившееся письмо. (Примечание для текстовой версии. В теле письма надо указать строку - "ARCHIVE culture.people.tpo 2006 04 05" без кавычек.) Через некоторое время, Вам придёт письмо, содержащее список архивных выпусков и
инструкцию по их получению.