[TIFLO] Детям-инвалидам будет легче получить образование

Детям-инвалидам будет легче получить образование
22.01.2010
Мона Платонова
Минобрнауки обсудило проблемы, связанные с обучением детей-инвалидов
Министерство по науке и образованию Российской Федерации приступило к разработке
нового федерального закона, который предоставит молодым людям с ограниченными
возможностями здоровья возможность получать полноценное среднее и высшее образование.
Также в законе будет закреплено право выпускников вузов, техникумов
и колледжей, имеющих инвалидность, трудоустраиваться в ведущие российские компании.
Московская городская дума уже больше года работает над региональным законом об
образовании инвалидов.
В нем, как мы уже неоднократно рассказывали, будет законодательно закреплена
инклюзивная система образования. Также закон даст родителям детей-инвалидов
право выбирать для своих детей то учебное заведение, которое они считают наиболее
подходящим для ребенка.
Еще одна составляющая столичного закона - развитие системы дистанционного образования,
которое позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья, не
выходя из дома, получать среднее и высшее образование. До конца 2009 года по
таким программам обучались уже около тысячи московских школьников.
И вот федеральное Министерство образования тоже решило обратить свое внимание
на развитие дистанционного обучения.
- Количество детей-инвалидов, которые будут учиться дистанционно в домашних условиях,
за три года вырастет в десять раз - с 3 тысяч в 2009 году до 30 тысяч
к концу 2012 года, - сообщила на коллегии Минобрнауки РФ директор Департамента
госполитики в сфере воспитания, допобразования и соцзащиты детей министерства
Алина Левитская. - В настоящее время на дому в дистанционной форме в России обучаются
более 3 тысяч детей-инвалидов.
30 тысяч дистанционных рабочих мест, а ведь ребенку-инвалиду для такого образования
требуется оборудовать функциональное рабочее место: установить компьютер,
подключить его к сети Интернет - это практически 75 процентов от потребности,
считают в Минобрнауки.
- В России по состоянию здоровья не могут посещать школу и обучаются на дому
ежегодно более 40 тысяч детей-инвалидов, - считает заместитель министра образования
Исаак Калина. - Однако, по мнению участников коллегии, до принятия закона об
обучении молодых людей с ограниченными физическими возможностями необходимо
пересмотреть и обновить перечень заболеваний, наличие которых дает детям право
на домашнее обучение.
Существующий перечень был утвержден еще в 1980 году и не только морально, но
и технически устарел.
Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении
на дому, по поручению главы государства в Нацпроект <Образование> на
2009-2012 годы включено новое направление <Развитие дистанционного образования
детей-инвалидов>. На его реализацию из федерального бюджета в 2009 году
был выделен 1 миллиард рублей, в 2010-2012 годах на эти цели будет выделяться
по 2,5 миллиарда рублей ежегодно. Предполагается, что в каждом субъекте РФ
будут созданы центры дистанционного образования детей-инвалидов, будет вестись
специальная подготовка учителей, будут оснащены рабочие места для детей
и педагогов компьютерным, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением
для организации дистанционного образования, а также подключение
их по широкополосным каналам доступа к сети Интернет.
Богатый опыт работы со студентами-инвалидами накоплен у Московского государственного
технического университета им. Баумана, в котором есть специальная кафедра,
где обучаются инвалиды по слуху.
- МГТУ сотрудничает по этому направлению с вузами США, Японии и Китая. Например,
совместно с Национальным техническим институтом для глухих при Рочестерском
технологическом институте (США) создана всемирная сеть технических университетов
и колледжей, открытых для глухих и плохо слышащих людей, - рассказал ректор
МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. - Студенты этой кафедры <раскупаются> работодателями
уже на третьем-четвертом курсах. Их ценят за усердие, потрясающую
работоспособность, отличные знания. Так что с распределением у таких студентов
проблем не бывает.
В тему
Накануне Нового года стали известны имена победителей второго, заключительного,
тура московской общегородской олимпиады Интеллектуальный марафон среди учащихся
с ограниченными возможностями здоровья. Награждение победителей олимпиады прошло
в Центре образования N 1406.
В этот раз в олимпиаде Интеллектуальный марафон приняли участие 209 учащихся
в возрасте от 13 до 21 года из 20 школ для детей с ограниченными возможностями
здоровья. Среди них - подростки, страдающие различными недугами: детским церебральным
параличом, слабовидящие, слабослышащие.
Победителями Интеллектуального марафона-2009 в номинациях русский язык, культура
речи, физика, математика стали ученики московских школ для детей с ограничениями
жизнедеятельности. Им были вручены дипломы и ценные призы. Кроме того, все участники
олимпиады получили подарки от организаторов.
По словам директора Центра образования N 1406 Людмилы Васиной, первый подобный
турнир при поддержке Департамента образования Москвы прошел в 2001 году.
Тогда в нем участвовали всего 40 детей с нарушениями слуха из 4 столичных школ.
С 2005-го Интеллектуальный марафон приобрел больший размах, к нему присоединились
учащиеся с различными ограничениями по здоровью.
Организаторы Интеллектуального марафона стремятся выявлять высокомотивированных
детей, которые способны продолжать обучение, получать среднее специальное
и высшее образование.
В планах организаторов - вывести олимпиаду на региональный уровень, предоставив
право участвовать в ней талантливым и любознательным детям сначала из Подмосковья,
а со временем со всей страны.
Газета
<Вечерняя Москва>
Выпуск листа на новом месте: 5018
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru